Северный Морской Коридор - СМК 15 марта 2008 года. Print
Впишется ли Архангельский порт в морской коридор?
15 апреля 2008 г.

Рабочая встреча участников проекта «Северный морской коридор» в Архангельске началась со вступительного слова представителя Норвегии Улава Хауге – координатора проекта. Он обозначил главную цель заседания: в Евросоюзе все больше склоняются к тому, что грузы, перевозимые сейчас по автомобильным и железнодорожным магистралям в Россию и дальше на Азию, выгоднее доставлять морем через прибалтийские и российские порты.
УВЫ, признал Хауге, в Западной Европе плохо знают возможности Мурманской и Архангельской гаваней. Там эти города представляют как очень далекие – «где-то около Полярного круга», а Белое море - как сплошной лед. Многие даже не ведают, что попасть в мурманский и архангельский порты можно круглый год. Этот «неправильный холодный имидж, - сказал Хауге, - нужно изменить, проект СМК должен стать ледоколом, который сломает его».
Правительство Норвегии первым начало финансировать мероприятия, связанные с развитием «Северного морского коридора». Альтруизма тут нет, есть ясное понимание, что надо уже сейчас занимать ключевые позиции на Севере России, порты которого в перспективе могут стать связующим звеном с Восточной Европой и Азией и уж точно займут лидирующее положение при разработке Штокманского месторождения. Пока участники «коридора» не отдают каких-либо предпочтений, но, судя по рекламному фильму, который был показан на совещании, перспективы мурманчан светлее. В первую очередь их преимущество определяет глубоководный незамерзающий порт.

Архангельск ближе к промышленным центрам России, но беломорская гавань страдает от мелководья, которое мешает подходу крупнотоннажных кораблей.
От непредсказуемых задержек судов в зимний период, от дороговизны ледокольных сборов. На эти недостатки природного характера наслаиваются бюрократические препоны, отпугивающие клиентуру.
Скажем, три года назад в порту начали осваивать прогрессивный метод доставки грузов контейнерами. В первую же навигацию, когда все участники транспортного процесса действовали дружно, за навигацию было отправлено 10 тысяч металлических емкостей. Увы, победный уровень быстро рухнул - уже на следующий год удалось отгрузить только 6800 контейнеров.
- Сейчас снова подбираемся к заветной десятке, - сообщил генеральный директор ЗАО «Беломортранс» Михаил Сисин, - но преград много: нестабильность захода линейных судов, невысокие темпы перевалки в порту на железнодорожный и автомобильный транспорт, ужасная дорога до Москвы, проблемы с таможенным оформлением. Пока главное преимущество Архангельского порта – слабая загруженность, в других гаванях – очереди к причалам. Но это преимущество стремительно тает – скоро в Усть-Луге запустят контейнерный терминал. Наш головной офис уже переведен в Москву, откуда организует контейнерные перевозки через другие порты, здесь остался филиал.
Представитель Голландии поинтересовался, сколько времени требуется для доставки контейнера из Архангельска до московского получателя? Ответ: «неделя» обескуражил зарубежного гостя: «Мы за неделю на автотранспорте доставляем в Карелию оборудование из Голландии». Михаил Сисин возразил: если будет серьезный грузопоток, специальным контейнерным составом можно довезти за полтора-два дня.
Увы, иностранные партнеры не признают наших оговорок «если бы да кабы». Как сказал представитель компании «Силвер Стар Эдженси», «хороший грузопоток должен быть стабильным, доставляться наиболее дешевым транспортным путем и вовремя».
- У нас есть что предложить иностранным партнерам, - козырнул на совещании заместитель директора департамента транспорта и связи Владимир Кочуров. - В прошлом году подписан меморандум о промышленном и инфраструктурном развитии трех регионов России - Республики Коми, Пермского края и Архангельской области. В рамках проекта, получившего название «Белкомур», предполагается строительство железнодорожной магистрали, соединяющей с архангельским морским портом не только Пермский край, Республику Коми, но и весь Урал, а также возведение новой глубоководной гавани, которая будет расположена на 50 километров ближе к морю. Тогда станет возможен подход к причалам судов большой грузоподъемности, значительно сократятся ледовые проводки. Объем поступающих грузов может достигнуть 30 миллионов тонн. Строительство будет проводиться по принципу государственно-частного партнерства. Новый стальной путь сократит расстояние на 400-500 километров, а соответственно и транспортные издержки.
Несмотря на некоторую настороженность, появившуюся у участников заседания, решено во втором или третьем квартале этого года сделать пробный контейнерный рейс Амстердам-Абердин-Тромсе-Мурманск-Архангельск, строго задокументировать все его составные части и, проанализировав, на следующей встрече принять решение о целесообразности установления регулярного движения морского транспорта между Западной Европой и российскими портами.