Нефтетранспортные артерии России Print
Цена прозрения Ющенко: отечественные нефтетранспортные артерии могут засохнуть

На фоне продолжающихся разборок верхов «кто главней» на второй план отошла считавшаяся еще недавно приоритетной проблема энергетической безопасности государства, что ведет к потере Украиной роли одного из основных транзитеров российской нефти в европейские страны.
Россия
Действия России в отношении энергетического рынка и инфраструктуры того или иного государства на протяжении последних лет имеют довольно четкую и последовательную систему стратегического характера. Она определена в Энергетической стратегии РФ: «Россия располагает значительными запасами энергетических ресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики... Стратегические интересы России обусловливают необходимость формирования единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах Европы и Азии, развития международных энерготранспортных систем. В этих целях государство будет поощрять участие российских акционерных обществ и компаний в разработке и реализации крупномасштабных международных проектов транспорта газа, нефти и электроэнергии как в западном, так и в восточном направлении».
Объемы добычи и экспорта российской нефти растут сегодня огромными темпами, поскольку спрос на международном рынке велик, цены высоки, Запад преследует стратегию уменьшения своей зависимости от ОПЕК.
В настоящее время Россия делит первое место в мире с Саудовской Аравией по производству углеводородного сырья. Если в 2000 г. добыча нефти, включая газовый конденсат, составляла в РФ 324 млн. т, то в 2001 г. — 348 млн. т, в 2002 г. — 380 млн. т, в 2003 г. — 421 млн. т, в 2004 г. — 459 млн. т, в 2005 г. — 472 млн. т. В 2006 г. добыча нефти в России составила 480 млн. т.
Согласно прогнозам Минпромэнерго, объемы добычи нефти к 2015 г. вырастут до 510—530 млн. т. Столь значительный рост нефтяного сектора предполагает существенное расширение географии добычи. К 2015 г. нефть будет добываться как в традиционных нефтяных районах в Западной Сибири, Поволжье, на Северном Кавказе, на Северо-Западе (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция), так и в новых нефтедобывающих регионах (в Восточной Сибири (Якутия), на Дальнем Востоке (шельф острова Сахалин), в Баренцевом море и российском секторе Каспия).
Объемы экспорта сырой нефти в 2015 г. могут составить 275—300 млн. т против 248 млн. т в 2006 г.
В настоящее время система трубопроводного транспорта РФ включает около 350 тыс. км трубопроводов технологического назначения, около 2,5 тыс. км магистральных трубопроводов, принадлежащих нефтяным компаниям, в том числе иностранным, а также 50 тыс. км трубопроводов, принадлежащих ОАО «АК «Транснефть», которая обеспечивает экспортные поставки нефти и регулируемый государством доступ к трубопроводным мощностям. В системе функционируют 355 станций по перекачке нефти, 861 резервуар для хранения нефти общей емкостью около 14 млн. куб. м.
Вопросы транзита нефти в последние годы взяты в России под жесткий контроль.
Путин еще в середине прошлого года подчеркнул, что «ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний». Еще яснее было высказывание президента АК «Транснефть» Семена Вайнштока, которое не оставляет никаких сомнений в намерениях Москвы относительно нефтяного бизнеса с транзитными странами: «С моей точки зрения, необходимо уйти от транзитной зависимости. Россия имеет уникальную возможность ни от кого не зависеть в транспортировке нефти. У нас есть собственный выход на Тихоокеанское побережье, в Северный Ледовитый океан, в Черное море и на Балтику. Зачем же использовать транзит?»
В настоящее время политика структурной перестройки экспорта нефти РФ состоит в полном или частичном уходе от того, что поставки сырой нефти в Западную Европу осуществляются через территории республик бывшего СССР, а также некоторых стран Восточной Европы, и в полном или почти полном переходе к экспорту сырой нефти через российские морские порты.
Существующая привязка экспортных поставок российской нефти в Европу к транзиту через страны СНГ и Восточной Европы в некотором смысле вынужденна. В советские времена система нефтеснабжения республик СССР и входящих в советский военный и экономический блок стран Восточной Европы строилась как единое целое, где стержнем являлся нефтепровод, на который «сажались» нефтеперерабатывающие заводы в местах потребления нефтепродуктов. Например, при строительстве нефтепровода «Дружба» в 1962 г. было заранее известно, какое количество нефти по какому адресу пойдет, там для переработки советской нефти и сооружались нефтеперерабатывающие и нефтехимические комбинаты. Был построен комбинат в Плоцке (Польша), в Шведте на Одере (тогда ГДР, теперь ФРГ), комбинат «Словнафт» в Братиславе (тогда ЧССР, теперь Словакия) и нефтехимический комбинат в Залужи (тогда ЧССР, теперь Чехия), а также в городе Сазхаломбатта (Венгрия), где были сооружены нефтеперерабатывающий завод и ТЭС.
Естественно, зависеть от капризов вчерашних союзников российским экспортерам никак не хотелось, поэтому как только появилась возможность, началось строительство новых трубопроводов, обходящих транзитные государства.
Первым таким трубопроводом стала Балтийская трубопроводная система (БТС), идущая от Ярославля, где проходит одна из ниток магистрального нефтепровода из Западной Сибири до Приморска.
Реализация проекта строительства БТС позволила получить экономически эффективный экспортный маршрут для доставки нефти из Тимано-Печерской, Западно-Сибирской и Урало-Поволжской нефтегазоносных провинций до главного центра нефтеторговли и переработки в Европе — Роттердама. Туда ежегодно доставляется свыше 300 млн. т грузов, 120 млн. т из них приходится на нефть и нефтепродукты. Расчеты, проведенные немецкими, американскими и российскими специалистами для обоснований реализации проекта, показали, что транспортировка нефти до Роттердама через Приморск — наиболее выгодна по сравнению с маршрутами через Вентспилс, Бутинге, Муугу и Порвоо. Например, затраты при доставке тонны нефти через Приморск на $3—5 меньше, чем через Вентспилс.
Первая очередь БТС была построена всего за 18 месяцев. При реализации нового проекта компания «Транснефть» применила лучшие мировые достижения и современное оборудование в области строительства трубопроводного транспорта для нефти. Торжественное открытие первой очереди БТС состоялось 27 декабря 2001 г. С этого момента началась эксплуатация нефтепровода «Кириши — Приморск» и нефтеналивного порта «Приморск». Первая очередь БТС была рассчитана на грузооборот в 12 млн. т в год. В 2002 г. эта проектная мощность была достигнута и за неполные четыре года увеличена в 5 раз.
Сегодня порт вышел на проектную мощность по перегрузке нефти и нефтепродуктов в 65 млн. т в год.
В прошлом году «Приморск» перевалил около 66 млн. т нефти. Его терминалы могут обслуживать одновременно 4 танкера дедвейтом до 150 тыс. т. При этом технические возможности порта уже сегодня позволяют переваливать 75 млн. т в год.
Ввод в эксплуатацию БТС практически привел к остановке крупного экспортного терминала — латвийского Вентспилса. Это самый большой нефтеналивной порт на Балтике и второй по величине — после Новороссийска — морской терминал для поставок нефти из России.
Справка «2000». Вентспилский порт способен отгружать более 16 млн. т нефти и нефтепродуктов в год, обладает современным оборудованием и зарекомендовал себя высоким качеством обслуживания танкеров, доставляющих российскую нефть на Запад. Порт частично принадлежит латвийским частным инвесторам, частично — Латвийскому государству, которое собирается в этом году продать основную часть своих акций.
После ввода БТС в эксплуатацию в проигрыше остались и Латвия, и другой транзитер российской нефти — Литва. Через морские порты этих государств в свое время экспортировалось приличное количество российской нефти — 12 млн. т через Вентспилс и 10 млн. т через литовский Бутинге. Но это было в 2003-м, а уже в 2006 г. на Вентспилс вообще ничего не прокачивалось, а через Бутинге прошло всего 2,86 млн. т.
Тем не менее строительство БТС полностью задачу структурной перестройки экспортных поставок российской нефти не решило.
В 2006 г. Россия экспортировала 248 млн. т нефти, в том числе в ближнее зарубежье — 37 млн. т, а в дальнее — 211 млн. т. Ближнее зарубежье — это поставки на НПЗ Украины и Беларуси, которые регулируются только спросом (с поправкой на соотношение таможенный режим — нефтепродукты), а вот поставки в дальнее зарубежье — это та самая политика структурной перестройки экспорта. Пока только половина поставок российской нефти не зависит от политических настроений в странах-транзитерах — 52 млн. т через Новороссийск и Туапсе и 66 млн. т — через Приморск. А еще 100 млн. т приходится транспортировать через нефтепроводы, проходящие по территории не всегда дружественных стран-посредников, и с этими объемами тоже нужно что-то делать.
Вторым после БТС станет нефтепровод Бургас — Александруполис.
Его строительство станет альтернативой нынешнему способу поставок российской нефти на средиземноморский рынок сбыта — сейчас они ведутся танкерами из Новороссийска и других черноморских портов через турецкие проливы. В принципе ситуация с морской транспортировкой была не такая напряженная, как с сухопутной, однако Турция время от времени угрожает ограничить проход танкеров через Босфор и Дарданеллы, ссылаясь на трудности судоходства в загруженных проливах и экологическую опасность нефтяного трафика. До поры до времени эти угрозы были простым предупреждением, так как Турция хорошо зарабатывала на той же плате за транзит и на услугах по проводке судов. Но после постройки трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан, по которому азербайджанская (а в перспективе и казахская) нефть экспортируется в тот же Средиземноморский бассейн, наличие второго канала транспортировки может показаться туркам излишним. Нельзя исключать, что в этой ситуации они реализуют старую угрозу и ограничат проход танкеров с российской нефтью.
В этих условиях строительство нефтепровода Бургас — Александруполис становится самым удобным выходом. Первоначальная пропускная способность нефтепровода планируется в размере до 35 млн. т в год с последующим расширением до 50 млн. т, что сопоставимо с поставками российской нефти через черноморские порты в 2006 г.: всего — 64 млн. т, в том числе через Новороссийск — 47 млн. т, Туапсе — 5 млн. т, Одессу — 8,4 млн. т. и порт «Южный» — 3,7 млн. т. А если учесть, что эта нефть частично идет в Румынию, Болгарию и черноморские города Турции на переработку, то есть через Босфор и Дарданеллы не провозится, то объем будущей прокачки совпадает с объемом текущей морской перевозки.
Таким образом Турция и Украина (порты Одесса и «Южный») могут остаться ни с чем — точно так же, как другие транзитеры российской нефти — Латвия и Литва.
Какая нефть будет транспортироваться по трубопроводу Бургас— Александруполис? Хотя российская сторона не переставала убеждать, что проект не предусматривает переориентации нефтяных потоков с других направлений и цель его — решение проблемы перегруженности Босфора, это не совсем так. Прежде всего потому, что избытка российской нефти на черноморском направлении не предвидится, особенно после предполагаемого ввода в эксплуатацию проекта Восточная Сибирь — Тихий океан, на который будет переброшена с европейских рынков часть западносибирских ресурсов.
«Проект дает возможность задуматься о расширении поставок энергоресурсов через территорию России из Каспийского региона», — заявил В. Путин после подписания соглашения о строительстве трубопровода в Афинах. Речь идет о возрастающих объемах каспийского нефтяного ресурса (в первую очередь из Казахстана). Эта нефть выходит в Черное море через трубопровод Тенгиз — Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Увеличение пропускной способности системы КТК с нынешних 28 млн. т в год до 67 млн. т было заблокировано РФ в прошлом году через 24-процентную долю в консорциуме.
После майского визита Путина в Казахстан достигнута договоренность об увеличении мощности КТК. Данная договоренность обусловлена присоединением нероссийских акционеров КТК, прежде всего «КазМунайГаза» и американской компании Chevron, к проекту Бургас — Александруполис.
Дипломатия, как известно, — искусство возможного. Вояж президента России по Центральной Азии — пример того, как быстро в этом регионе возможности могут превратиться в дела. Особенно в тот момент, когда вокруг центральноазиатских нефти, газа и путей их доставки сплелись экономические и политические интересы очень многих стран.
Визит Путина в Казахстан и Туркменистан можно без преувеличения назвать беспрецедентным. Дело в том, что подобный формат переговоров — по региональному, персональному и предметному принципу — ранее практиковали только американские руководители. Теперь становится ясно, что российское руководство научилось у своих конкурентов.
Путин во время визита достиг главной своей цели — убедил президентов среднеазиатских стран в том, что транзит их энергоносителей именно по территории РФ наиболее эффективен и, собственно, «единственно правильный вариант».
В этом событии показательно не только то, что Россия в очередной раз доказала на деле умение эффективно отстаивать свои интересы, но и, так сказать, сам общий принцип — на политизированную и истеричную амбицию стран с короткой историей независимости сделать хоть что-то назло России РФ отвечает абсолютно прозрачным, экономически обоснованным проектом сотрудничества с ведущими партнерами в Центральной Азии.
Необходимо отметить, что после избрания президентом В. Путина энергетическая политика России по отношению к странам СНГ изменилась с уступчивой на жестко-прагматичную. Об этом, например, свидетельствуют (в нефтяной отрасли) строительство ветки нефтепровода Суходольная — Родионовская в обход территории Украины из-за неуступчивой позиции нашего государства по вопросу тарифов на прокачку российской нефти, «отключение» Вентспилса от перевалки российской нефти, что поставило ранее процветающий порт практически на грань краха, подписание российско-казахстанского межправительственного соглашения по значительному увеличению объемов транспортировки казахской нефти по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть», в том числе и по схеме замещения по БТС с отгрузкой на экспорт в порту «Приморск», строительство вышеуказанных новых транспортных мощностей.
Еще в октябре 2006 г. Владимир Путин достаточно прозрачно обозначил возможную перспективу снижения поставок нефти через территорию Беларуси: «Мы смотрим на объем нашей сырой нефти, которая поставляется на НПЗ в Беларусь, смотрим на потребности самой республики и смотрим на то, сколько поставляется потом нефтепродуктов за рубеж... Если нам не удастся достичь договоренностей, то нам придется вводить какие-то ограничения, чего бы очень не хотелось».
Новогодний нефтегазовый конфликт России и Беларуси дал старт новому проекту «Транснефти» — по созданию маршрута экспорта нефти в обход территории Беларуси. Напомним, что Россия с 8 по 11 января не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу «Дружба» из-за отказа Беларуси пропускать транзитные потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по белорусской территории.
«Я уже дал поручение правительству Российской Федерации, и «Транснефть» практически приступила к работе над планом расширения терминала в Приморске дополнительно на 50 млн. т нефти», — заявил Путин в начале года.
По его словам, во многом такая политика вызвана тем, что слишком много приходится платить странам-транзитерам.
Интенсифицировало разработку проекта строительства трубопровода в обход территории Беларуси и то, что с 15 февраля Минск более чем на 30% повысил тарифы на транзит российской нефти. Кроме того, Беларусь собирается потребовать с России арендную плату за землю под нефте- и газопроводами.
В конце мая правительство РФ одобрило проект строительства нового трубопровода Унеча — Приморск, получившего название Балтийская трубопроводная система-II (БТС-II).
В постановлении правительства РФ отмечается, что данный проект отвечает энергетической стратегии России до 2020 г., которая предусматривает развитие трубопроводной системы с выходом на российские порты и повышение надежности поставок нефти зарубежным потребителям и минимизирует транзитные риски.
Проект БТС-II подразумевает создание маршрута от НПС Унеча на «Дружбе» к порту «Приморск». Начальная мощность — 50 млн. т в год с возможностью наращивания до 75 млн. т. В прошлом году по белорусскому участку «Дружбы» (с учетом поставок в Литву) было прокачано как раз порядка 75 млн. т.
Маршрут пройдет по территории Брянской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Новгородской, Ленинградской областей, в частности через Смоленск и Андреаполь (НПС в Тверской области на магистрали Сургут — Полоцк). При этом в Смоленской, Новгородской и Ленинградской областях планируется строительство новых НПС, будет также расширена НПС Унеча в Брянской области.
Исходя из перечня областей, естественно предположить, что на новом маршруте на участке от НПС Андреаполь будет задействован реверсный нефтепровод Сургут — Полоцк, по которому сырье будет идти до НПС Палкино в Ярославской области и далее — в БТС.
В этом случае трассу «в чистом поле» по проекту БТС-II придется прокладывать только на участке Унеча— Андреаполь, протяженность которого составит около 420 км.
Проект строительства БТС-II предусматривает также увеличение мощности порта «Приморск» с 65 млн. т сначала до 120 млн. т, а в дальнейшем до 150 млн. т в год.
В случае запуска нового маршрута на заявленную мощность белорусскому участку «Дружбы» предстоит существенное (если не полное) снижение объемов транспортировки. Иначе откуда возьмутся лишние 50—75 млн. т в год для БТС? К тому же в 2008 г. должна вступить в строй первая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) мощностью 30 млн. т в год. Заполняться она будет прежде всего западносибирской нефтью — ныне главной ресурсной базой БТС.
Для Украины же ввод в эксплуатацию БТС-II означает прекращение работы нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме, ведь сырье для него поставляется по белорусскому участку нефтепровода «Дружба».
Относительно восточного направления экспорта российской нефти, что также имеет значение для Украины, так как отвлекает определенные объемы углеводородного сырья, необходимо отметить, что с 80-х гг. ХХ в. центр тяжести мировой экономики смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. В нем расположена Япония, занимающая 2-е место в мире по объему ВНП. Быстрый экономический рост наблюдался в таких странах, как Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины.
Однако ключевым фактором стало «китайское экономическое чудо». Уже в 2003 г. Китай, по данным Всемирного банка, занял 6-е место в мире по объему ВНП, обогнав Италию и Канаду и лишь немного отставая от Франции. Имея самые высокие в мире темпы экономического роста в 2006 г., по прогнозам, Китай займет 4-е место в мире по объему ВНП, обогнав не только Францию, но и Великобританию.
Сдвиг в структуре мирового промышленного производства сказался и на мировом энергетическом рынке.
На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящее время приходится 28% общемирового потребления нефти, причем доля эта стремительно растет.
Основными потребителями углеводородов в регионе являются Китай (30%), Япония (24%), Южная Корея (10,6%), Индия (9,9%), Индонезия (5,1%) и Австралия (3,8%).
По прогнозам китайского руководства, в 2010 г. потребление нефти в этой стране достигнет 380 млн. т, в 2020 г. — 450 млн. т, а добыча стабилизируется на уровне около 200 млн. т в год.
Заполнить дефицит в объеме 250 млн. т в 2020 г. будет непросто без помощи России, поэтому Китай планирует импортировать более 100 млн. т российской нефти.
Претензии Индии скромнее, но и эта страна стоит перед необходимостью удовлетворять более половины внутреннего спроса на нефть за счет импорта. В октябре прошлого года министр нефти и газа Индии Мурли Деора в ходе визита в Москву заявил, что Россия может стать основным поставщиком нефти для его страны, а Индия заинтересована в приобретении 50 млн. т российской нефти ежегодно.
Таким образом только две азиатские страны — Китай и Индия — готовы получать в перспективе до 150 млн. т нефти из России. Планы правительства РФ предусматривают агрессивное расширение присутствия российских компаний на азиатском нефтяном рынке. Даже без строительства трубопроводов объем перевозки нефти по железной дороге из России в Китай в 2006 г. составил 15 млн. т.
Относительно трубопроводных маршрутов, то первоначально рассматривались два варианта — Ангарск — Дацин и Ангарск — Находка. Однако в 2003 г. министерство природных ресурсов (МПР) России выдало отрицательное заключение на проект строительства Ангарск — Дацин из-за того, что последний предусматривал прокладку трубопровода через Тункинскую долину, входящую в состав Тункинского национального парка. В этом случае трубопровод пройдет в 20 км от озера Байкал — крупнейшего в мире резервуара чистой воды. По мнению минприроды, в случае аварийного разлива нефти это может привести к экологической катастрофе. Чуть позже МПР выдало отрицательное заключение и на конкурирующий проект Ангарск — Находка.
В результате «Транснефть» отказалась от этих проектов и разработала новый, одобренный правительством РФ.
Теперь начало трассы из Ангарска перенесено в Тайшет, она проходит через г. Сковородино (Амурская обл.) и заканчивается в бухте Перевозная в районе порта Находка. Проект предусматривает большую протяженность нефтепровода (4386 км), большую мощность прокачки нефти (вместо 50 млн. т 80 млн. т в год) и большую стоимость (до $16 млрд.). Он получает название «Восточная Сибирь — Тихий океан». Сроки реализации проекта — 2006—2020 гг.
Предусмотрено четыре этапа реализации проекта с организацией комбинированной трубопроводно-железнодорожной транспортировки по маршруту Тайшет — Перевозная.
На первом этапе планируется построить участок магистрального нефтепровода до станции Ангаракан протяженностью 1180 км для перевалки нефти на конце участка — железнодорожной двусторонней эстакады с сопутствующими сооружениями. На нефтебазе «Перевозная» планируется строительство резервуарной емкости, наливных насосных и причальных сооружений, терминала с двумя причалами. Из Западной Сибири на этом этапе будет транспортировано 10 млн. т нефти в год.
На втором этапе реализации проекта запланировано строительство магистрального нефтепровода до станции Сковородино протяженностью 1090 км, для перевалки нефти на конце участка — трех двусторонних эстакад для одновременного налива, 3 маршрутов с сопутствующими сооружениями. На нефтебазе «Перевозная» запланировано строительство резервуарной сливо-наливной емкости. На этом этапе планируется транспортировать 24 млн. т нефти в год из Западной Сибири.
На третьем этапе предусматривается сооружение участка магистрального нефтепровода до нефтебазы «Перевозная». На самой нефтебазе — строительство дополнительной резервуарной емкости, причальных сооружений с двумя причалами, объектов увеличения пропускной способности построенных ранее участков трубопровода. Транспортировка на этом этапе составит 50 млн. т нефти в год.
На четвертом этапе запланировано расширение ранее построенных участков трубопровода и нефтебазы «Перевозная». Транспортировка нефти — 80 млн. т в год.
Кроме государственной АК «Транснефть», ряд проектов реализуют и нефтяные компании (табл.).
В заключение
За 16 лет независимости Украина не приблизилась к решению задачи преодоления энергетической зависимости. Даже нефтепровод Одесса — Броды (несмотря на многолетние заверения о ближайшем начале транспортировки каспийской нефти) качает российское сырье в реверсном режиме.
При этом история упадка системы приднепровских магистральных нефтепроводов, когда жажда мщения «проклятым москалям» бумерангом поразила самих мстителей, превратив некогда процветающие нефтепроводы после завершения строительства в 2001 г. АК «Транснефть» перемычки Суходольная — Родионовская в обход территории Украины мощностью 26 млн. т нефти в год в жалкую падчерицу, довольствующуюся остатками «с барского стола», и ничему не научила украинское руководство.
Более того, президента и его администрацию захватила маниакальная идея защитить европейские страны от монопольной зависимости от поставок российской нефти путем продления нефтепровода Одесса — Броды до Гданьска и поставок по нему каспийской нефти.
Полноте! Во-первых, 9 млн. т (мощность трубопровода Одесса — Броды) для европейских стран — капля в море, а во-вторых, не пора ли подумать об энергетической безопасности своей страны, пользуясь экономической, а не политической целесообразностью?!
Тем более что президент России занял достаточно жесткую позицию по поводу расширения сети по транспортировке углеводородов во всех направлениях, чтобы уменьшить зависимость от транзитных государств. По его словам, Россия ускорит работы по прокладке трубопроводных систем к берегу Тихого океана, расширит возможности по транспортировке нефти на севере, в том числе на северо-западе страны, с целью уменьшения такой зависимости.
В подобной ситуации украинское направление не рассматривается ни одной из стран — потенциальных поставщиков нефти через территорию Украины в европейские государства (Россия, Казахстан, Азербайджан).
Более того, Польша, Чехия и Германия, которые могут быть заинтересованы в украинском нефтепроводе Одесса — Броды как альтернативном маршруте транспортировки каспийской нефти, заняли выжидательную позицию.
Что и понятно — они руководствуются экономической целесообразностю, ведь после реализации проекта строительства БТС-II нефть из Приморска может танкерами поставляться в порты Балтийского моря, в первую очередь в польский Гданьск и немецкий Росток. Польша и Германия таким образом смогут заместить объемы, исторически поступавшие по «Дружбе» через территории Беларуси и Украины.
Перспективные объемы добычи нефти на Каспии таковы, что они востребуют к 2015—2020 гг. ряд дополнительных транзитных маршрутов, в том числе, возможно, и Одесса — Броды. Однако после завершения строительства трубопровода Баку — Тбилиси — Джейхан, а в ближайшие годы и Бургас — Александруполис Украина оказалась в конце очереди на каспийскую нефть. И очень проблематично, что она подойдет, ведь есть еще проект Констанца — Триест и другие.
Объем транзита нефти трубопроводным транспортом по территории Украины в 2006 г. составил 33,21 млн. т, что означает 50%-ную загрузку системы магистральных нефтепроводов (67 млн. т на выходе).
И транспортируется по отечественным трубопроводам нефть российская в соответствии с «Соглашением между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о транзите нефти по территории Украины», подписанным премьер-министром Украины Виктором Януковичем и председателем правительства РФ Михаилом Фрадковым 18 августа 2004 г. в Сочи.
Данное соглашение заключено на 15 лет с возможностью автоматической пролонгации на следующий пятилетний период, если стороны не заявят о его прекращении.
Долгосрочное соглашение — это хорошо, однако в нем не зафиксированы объемы транспортировки нефти.
Поэтому главное для правительства Януковича — не допускать к принятию решений людей, путающих коммерцию и политику, и суметь договориться с компаниями — заказчиками транзитных услуг.
Архисрочно в данный момент — подготовить и подписать на основе «Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о транзите нефти по территории Украины» соглашение между ОАО «Укртранснафта» и АК «Транснефть» с зафиксированными конкретными объемами транспортировки российской нефти через территорию Украины. Подобным образом, к примеру, поступили «КазМунайГаз» и АК «Транснефть» в вопросе транспортировки казахской нефти через территорию России.
В противном случае Украина, исходя из нефтетранспортных планов России, будет довольствоваться объедками «пирога нефтяного транзита», и ее нефтяные артерии могут засохнуть.