Нефть по флотски Print
НЕФТЬ ПО ФЛОТСКИ

Исследователи группы Braemar Seascorp считают, что уже скоро зарубежным партнерам следует ожидать существенного расширения флота РФ и, соответственно, увеличения экспортных поставок.

      Мировой спрос на нефть и нефтепродукты на сегодняшний день как никогда высок и продолжает расти. Самым крупным потребителем нефтепродуктов по-прежнему остаются Соединенные Штаты (в США и Канаде ежегодно потребляется 3,5 тонны нефти на душу населения, в Китае – 2,5 тонны), на долю России на сегодня приходится более 20% мирового производства нефтепродуктов. И, скорее всего, в ближайшие 10-15 лет эта цифра увеличится в разы. Особенно если учесть возросший интерес нашей страны к поставкам нефти и газа в дальневосточный регион, к разведке новых месторождений и исследованиям Арктики.
 
 По нефтепроводам всю добытую нефть доставить до стран-покупателей, разумеется, не представляется возможным. России, так или иначе, придется наращивать танкерный флот.

    У нас уже имеется большой потенциал роста в данной отрасли.


    Согласно данным директора группы Braemar Seascorp Колина Кридленда, объем российских экспортных поставок сырой нефти постоянно растет, в частности, в 2007 году через порты Балтийского бассейна пройдет всего 80 млн тонн, через порты Черного моря – 113 млн тонн, через Дальний Восток и Арктический регион – 12,9 млн тонн.

         Причем нужно учесть, что потенциал балтийских портов (равно как и черноморских) ограничен современным уровнем развития инфраструктуры и недостаточностью инвестиционных ресурсов. Если на Балтике экспортные поставки нефти остаются на том же уровне, то на Черном море показатели несколько снижаются. Рост перевалки наблюдался в последнее время только в Российской Арктике (с 9 млн тонн в 2005 году до 12,9 млн в 2007-м).

    Флот, занятый транспортировкой сырой нефти, представлен на сегодняшний день судами следующего класса:
- танкеры Handy дедвейтом 20-39,9 тыс. тонн,
- продуктовозы MR (40-54,9 тыс. тонн),
- суда типа panamax (59-79,9 тыс. тонн),
- aframax (80-124,9 тыс. тонн),
- suezmax (125-199,9 тыс. тонн)
и
VLCC (200 и более тыс. тонн).
Основная доля экспортных перевозок приходится на танкеры класса aframax, на втором месте идут suezmax.


    На Балтике транспортный флот в большей степени представлен «афрамаксами». Правда, их доля снижается за счет увеличения количества «суэцмаксов». Эти перемены объясняются активным обновлением флота судовладельцев в регионе, в первую очередь по заказам группы компаний «Совкомфлот».


    На Черном море в транспортировке нефти заняты преимущественно суда Aframax, и их число постоянно растет, а «суэцмаксов», в свою очередь, становится меньше.
Причиной такой динамики стало давление турецкой стороны, которая настаивает на использовании более мелких судов для прохода через Босфор. Процент судов типа Panamax, продуктовозов MR и танкеров Handsize в Черноморском бассейне практически не изменяется.

    Состав дальневосточного танкерного флота также лишен стабильности. Если в прошлом году доля судов «афрамаксов» неуклонно росла, то в 2007-м году она снова снизилась. Процент танкеров типа MR, напротив, в 2006-м уменьшился, а в текущем – снова вырос.

    Из Российской Арктики нефть вывозится в Северную Америку в основном судами типа Aframax и Suezmax, в Европу – танкерами MR и Handysize.

    В этом году, когда внимание ученых и политиков всего мира обращено в сторону севера, арктические перевозчики нефти заметно оживились, и в перспективе за Полярным ожидается дальнейшее расширение танкерного флота. Согласны с западными исследователями и российские эксперты, подсчитавшие, что с учетом судов, строящихся компаниями «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Норильский никель», «Совкомфлот» и Мурманским морским пароходством, к 2020 году арктический флот под российским флагом будет включать до 96 единиц, и, работая круглогодично, сможет обеспечить ежегодные перевозки объемами до 40 млн тонн.

    По нашим данным, целый ряд отечественных нефтегазовых компаний уже сделали или собираются в ближайшие месяцы сделать заказы судостроительным компаниям на новейшие нефтеналивные суда. Что ж, нам остается надеяться и верить в то, что мы сможем создать конкурентоспособный транспортный флот и выступить в роли серьезного игрока, потеснив Великобританию и США.
neftegaz.ru/analit/comments.php?comms=6&id=1464&one=1