НТ Порт Уст Луга Print
www.ust-luga.ru

ОАО «Компания Усть-Луга» имеет несколько направлений деятельности, связанных с созданием крупнейшего в России многофункционального Морского торгового порта Усть-Луга и комплексным социально-экономическим развитием прилегающих к порту территорий.
Комплекс наливных грузов предназначен для отгрузки на экспорт нефти и судового топлива. Проектная мощность комплекса: до 10,5 млн тонн в год, с возможностью её форсирования до 13–14 млн тонн в год.

Проектная глубина у причалов 16,0 метров позволит принимать танкеры водоизмещением 120 тысяч тонн. Проектная мощность комплекса: до 10,5 млн тонн в год, с возможностью её форсирования до 13–14 млн тонн в год. Ввод в эксплуатацию комплекса наливных грузов намечен на конец 2008-начало 2009 года.

Комплекс наливных грузов строится по проекту, разработанному ОАО «ЛенморНИИпроект».
Заказчик-застройщик комплекса — ОАО «Роснефтьбункер».




Питер, Усть-Луга, Калининград, Балтийск
В юго-западной части Угольной гавани Санкт-Петербургского морского торгового порта располагаются мощности ЗАО «Петербургский нефтяной терминал». Его причал позволяет принимать суда водоизмещением до 30 тыс. тонн при общем объеме резервуарного парка 214 тыс. тонн. На территорию терминала также подведен продуктопровод с нефтеперерабатывающего завода «Киришинефтеоргсинтез», принадлежащего ОАО «Сургутнефтегаз». Терминал имеет техническую возможность обрабатывать до 7,5 млн тонн продукции — как светлых нефтепродуктов, так и высоковязких мазутов.
Внутренние рейды Санкт-Петербургского порта оборудованы плавучими причалами, позволяющими одновременно швартоваться четырем судам общей грузоподъемностью 40 тыс. тонн. Здесь в летнюю навигацию происходит перевалка по прямому варианту до 5 млн тонн нефтепродуктов.
В планах Петербургского нефтяного терминала — намыв грунта площадью до 200 тыс. квадратных метров, установка новых резервуаров суммарным объемом 40  тыс. тонн и реконструкция нефтяного причала. К 2010 году перевалка нефти и нефтепродуктов должна возрасти до 15 млн тонн в год.
Терминал для нефтепродуктов и бункеровки судов общим грузооборотом до 5 млн тонн предполагается построить в порту Усть-Луга (Ленинградская область). Существующий здесь в настоящее время небольшой порт расположен в устье реки Луга и предназначен для рыболовных судов, а также судов класса «река – море». Усть-Луга располагает тремя причалами длиной полтора километра, однако глубины порта из-за давно не проводившихся дноуглубительных работ не превышают 4 метров. Впрочем, актуальность порта (а следовательно, необходимость дальнейших работ в нем) была отмечена еще августе 2000 года президентом России Владимиром Путиным.
Строительство порта будет осуществляться в два этапа, первый из которых предусматривает сооружение терминалов с общей пропускной способностью 17 млн тонн в год. На втором этапе грузооборот возрастет до 35 млн тонн, а третий предусматривает максимально глубокую переработку внешнеторговых грузов и окончательное формирование портово-производственной зоны со специальным таможенным режимом. Для обеспечения захода на терминалы порта судов дедвейтом до 70 тыс. тонн на подходном морском канале ведутся дноуглубительные работы до отметки 14 метров.
Существует также проект постройки на месте бывшей военно-морской базы близ Усть-Луги бункеровочного нефтетерминала мощностью 5 млн тонн в год со всей необходимой инфраструктурой. Стоимость проекта оценивается в 50–150 млн долларов.

Нефтяным терминалом располагает и самый западный порт России — Калининград. При этом максимальная длина встающих здесь под загрузку и разгрузку танкеров составляет 140 метров при осадке 8 метров. По итогам 2002 года порт переработал 5,8 млн тонн грузов. Нефть и нефтепродукты хранятся в емкостях общим объемом 35 тыс. тонн.
Отдельную структуру представляет собой Балтийская нефтеперевалочная компания, располагающаяся в порту Балтийск (своего рода аванпорт порта Калининград). Незамерзающий порт располагает собственными железнодорожными подъездными путями, по которым поступает нефть и нефтепродукты. Кроме того, в порту имеются собственные резервуарные мощности объемом 32 тыс. кубометров (в дальнейшем планируется расширение объема до 50  тыс. кубометров). Технические возможности позволяют обрабатывать танкеры водоизмещением до 10 тыс. тонн и осадкой до 7,5 метров. Производственная мощность терминала составляет 1 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год, при этом светлые нефтепродукты качаются со скоростью 600 кубометров в час, а темные нефтепродукты — 800 кубометров в час. Одновременно может производиться слив нефтепродуктов из 34 цистерн.
Теперь несколько слов о проектируемых нефтяных портах. «Сургутнефтегаз» продвигает проект в бухте Батарейная, где предполагается переваливать нефтепродукты «Киришинефтеоргсинтеза». Для этого, впрочем, еще необходимо построить специальный нефтепродуктопровод мощностью 7,5 млн тонн. По оценке проекта, проведенной еще в 1996 году, стоимость строительства порта и трубы должна была составить 600 млн долларов. Да и модернизация НПЗ — пуск новой установки гидрокрекинга — пока еще не завершена.
По мнению аналитиков, в настоящее время «Сургутнефтегазу» гораздо интереснее участие в развитии терминала в Приморске, где «Сургутнефтегаз» совместно с «Роснефтью» планирует приступить к строительству НПЗ мощностью 7–8 млн тонн в год. Земля под данный проект уже выделена.
Приморск интересен и для ТНК-BP, подавшей осенью 2003 года в администрацию Ленинградской области заявку на выделение земли под строительство терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов мощностью 18 млн тонн в год. Речь идет об участке между Приморском и Высоцком.



Усть-Лугу распланируют

http://www.morvesti.ru/slog/mgr-arj/archive/2005/1/9.asp
По плану – еще 80 млн. тонн
Схема Генерального плана развития нового района порта будет окончательно подготовлена Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области весной этого года. Как сообщил первый заместитель председателя Комитета Юрий Кутепов, обычно для окончательного утверждения градостроительной схемы какого-либо объекта не достаточно одного заседания совета – всегда возникают различные уточнения и дополнения. Однако, по мнению вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, областным властям удалось просчитать интересы и инвесторов, и населения Кингисеппского района, на территории которого строится портовый комплекс. После одобрения этого документа градостроительным советом, схема будет вынесена на утверждение областного правительства, затем – Министерства транспорта. Двас считает, что на федеральном уровне этот документ будет подписан в короткие сроки, поскольку Минтранс и сам заинтересован в строительстве портового комплекса на юге Ленобласти.
Схема предусматривает строительство в Усть-Луге нового портового комплекса мощностью до 80 миллионов тонн в год. При этом проектная мощность уже строящейся южной части порта составляет только 35 млн. тонн. Кутепов добавил, что северный район Усть-Лужской губы (условное название – район Вистино) будет разделен приблизительно на 10 земельных участков, предназначенных для строительства терминалов по переработке угля, нефти и нефтепродуктов, газового конденсата. Кроме того, предусматривается возможность строительства специализированного бункерного терминала. Комитет экономического развития Ленобласти намерен выставить новые земельные участки на конкурс. В то же время те инвесторы, которые успели пройти согласование межведомственной комиссии (МВК) до конца 2004 года, получат землю под строительство согласно имеющейся договоренности. В настоящее время на новые земли в Усть-Луге уже претендуют несколько инвесторов:
ТНК-ВР
Компания ТНК-ВР была одной из первых претендентов на реализацию инвестпроекта в новом порту. В начале прошлого года областное правительство выдало компании разрешение на проведение изыскательских работ по строительству морского специализированного терминала для перевалки нефти и нефтепродуктов. Терминал будет принимать на собственную нефтебазу нефть и нефтепродукты, затем топливо будет перегружаться на морские танкеры для отправки его на экспорт. Стоимость строительства оценивается примерно в $175 млн., при этом грузооборот терминала составит 12 млн. тонн в год (в том числе: нефти – 7,5 млн.тонн, мазута – 4 млн.тонн, дизельного топлива – 0,5 млн.тонн).
Запланированный на конец 2006 года ввод терминала в эксплуатацию оказался невозможен, поскольку ТНК-ВР нарушила сроки разработки проекта. Руководство нефтяной компании в феврале этого года направило в областное правительство письмо с просьбой продлить на один год срок разработки проекта. В своем обращении ТНК-ВР ссылается на то, что в настоящее время, до окончательного согласования схемы размещения терминалов в Усть-Луге, готовить проект не представляется возможным. Вопрос о пролонгировании решения межведомственной комиссии, по словам вице-губернатора Григория Дваса, может быть внесен в повестку очередного заседания МВК.
“Сибирский Деловой Союз”
Еще одна компания, которая успешно прошла МВК и приступила к стадии изыскательских работ – Холдинговая компания “Сибирский Деловой Союз”. Она намерена построить морской Балтийско-Кузбасский угольный терминал в п. Логии (Горки) Кингисеппского района Ленинградской области. Ежегодный объем добычи “Сибирского Делового Союза” составляет 8 млн. тонн угля. Добыча, по словам руководителя представительства Холдинговой компании в Санкт-Петербурге Марка Гальперина, увеличивается на 1-1,5 млн. тонн ежегодно. Сегодня уголь уходит на экспорт через порты Высоцк, Ригу, Таллинн, Вентспилс, но такие маршруты транспортировки сырья становятся экономически неэффективными. При строительстве собственного перевалочного комплекса на российской территории, по оценке Гальперина, расходы на перевозку каждой тонны угля сократятся в среднем на $3-5. Поэтому “Сибирский Деловой Союз” разрабатывает проект по строительству терминала в Усть-Луге, который на первом этапе сможет обеспечить перевалку 5 млн.тонн угля в год, а в перспективе – 10 млн.тонн.
Инвестиции в строительство ОАО “Газпром” – около $100 млн
Российский газовый монополист ОАО “Газпром” так же ожидает окончательного согласования схемы размещения портовых мощностей на севере Усть-Лужской губы. Там “Газпром” намерен построить завод по сжижению природного газа, а также терминал для отправки сырья на экспорт. Мощность всего проекта запланирована в 10 млн. тонн в год. По словам Григория Дваса, несколько дней назад от руководства “Газпрома” поступило официальное письмо о том, что компания совместно с ОАО “Совкомфлот” проводет предпроектные работы по строительству терминала.
Двас добавил, что пока не определен конечный пункт Северо-Европейского газопровода на побережье Финского залива, нельзя исключать, что газопровод может быть проведен и до Усть-Луги. Как известно, ранее предполагалось, что Северо-Европейский газопровод будет завершаться своей береговой частью в Выборге (на севере Ленинградской области), а затем экспортная труба будет проложена по дну Финского залива. Но в настоящее время в “Газпроме” рассматривают вариант, по которому газопровод будет заканчиваться портовым терминалом. Это позволит экспортировать газ не только по трубе, но и морем. “Будет это один проект или два, пока не ясно. Отказа “Газпрома” по Выборгскому району пока нет”, – добавил Двас.
По последней информации, “Газпром” планирует ввести в строй Северо-Европейский газопровод в 2010 году, на три года позже, чем планировалось первоначально. Газопровод протяженностью около 3000 километров планируют построить за $5,7 миллиарда.
Зарубежные инвесторы
Германская компания Oiltanking Deutschland GmbH, которая входит в структуру Marquard&Bahls Group и специализируется на перевалке наливных грузов, на днях уведомила правительство Ленобласти, что отказывается от совместного с ТНК-ВР проекта. Немцы решили строить собственный терминал, объемом перевалки нефти и нефтепродуктов 5-7,5 млн. тонн в год с возможностью увеличения до 10 млн. тонн. Стоимость такого проекта оценивается в $80 млн. Областное правительство решило направить в адрес компании приглашение к участию в инвестиционном конкурсе.
Еще один потенциальный инвестор, который, скорее всего, примет участие в конкурсе на получение участка под строительство в Усть-Луге – ЗАО “Лугаойл”, учредителем которого является швейцарская компания. “Лугаойл” предоставила в правительство области проект, согласно которому компания намерена затратить около $70 млн. на строительство нефтетерминала. Его производственная мощность составит 2,5 млн. тонн в год (в том числе нефти – 0,5 млн. тонн, мазута – 0,8 млн. тонн, дизтоплива – 1 млн. тонн, бензина – 0,2 млн. тонн). В прошлом году сообщалось, что не исключена возможность партнерства ЗАО “Лугаойл” и Oiltanking Deutschland GmbH, однако результаты переговоров инвесторов пока не обнародованы. Третьим инвестором, приглашенным на конкурс по Усть-Луге, называют испанскую компанию “Евроэнерго”.
Не все проекты дойдут до реализации. Будут ли реализованы все амбициозные портовые проекты в Ленинградской области, пока не известно. Как показывает практика, многие из компаний, зарезервировавших себе территорию под терминальное строительство на берегу Финского залива, в настоящее время “заморозили” проекты. В частности НК “Сургутнефтегаз” не спешит строить порт в бухте Батарейная, НК “Роснефть” сообщает областному правительству, что ищет себе новых партнеров для строительства завода и перевалочного комплекса в Приморске. Григорий Двас сетует на несовершенство российского законодательства, которое “не только не стимулирует инвестиционную активность, но, напротив, лишает регионы возможности проводить эффективную политику поддержки инвестиционной деятельности”. Но многие наблюдатели сходятся во мнении, что регион готов открыть двери для всех желающих, в ожидании того, что хотя бы часть проектов будет наконец-то реализована. Поскольку цена вопроса по таким проектам составляет десятки миллионов долларов, областное правительство старается не отпугивать инвесторов своей несговорчивостью. Вот почему земли под портовое строительство выделяются в Ленобласти достаточно активно.