НТ Порты Азербаджана Print

ВСЯ КАСПИЙСКАЯ НЕФТЬ ЧЕРЕЗ АЗЕРБАЙДЖАН - СТРАТЕГИЯ MIDDLE EAST PETROL

Г-н Гозел, какие цели ставила перед собой компания Middle East Petrol (MEP), когда начинала свою деятельность в Азербайджане?

- В первую очередь, цель создания компании Middle East Petrol заключалась в получении статуса международной перевалочной компании. В 2000 году MEP арендовала Дюбендинский терминал и вложила инвестиции по программе расширения терминала. Инвестиции в размере $40 млн. были затрачены на реконструкцию и расширение порта, резервуаров и инфраструктуры. Сегодня мы считаем, что этот статус уже заработали.

Сегодня группа Middle East Petrol имеет три подразделения - по добыче, торговле и перевалке нефти и нефтепродуктов. В Каспийском регионе есть два прибыльных бизнеса - это нефтедобыча и транзит нефти. Компания ставит целью превратить Азербайджан в транзитную страну, работающую по международным стандартам.

В чем заключается стратегия компании по транзиту нефти?

- Стратегия MEP заключается в том, чтобы вся каспийская нефть транспортировалась через Азербайджан. Наша компания занимается перевалкой туркменской и казахстанской нефти и нефтепродуктов до черноморского побережья (в грузинские порты Батуми и Поти).

Терминал Дюбенди Middle East Petrol Farm FZE (MEP) является одним из самых больших терминалов в коридоре Азербайджан-Грузия, и находится в Каспийском море приблизительно в 50 км северо-восточнее г. Баку в Азербайджане. В настоящее время терминал Дюбенди имеет перевалочную мощность в 10 млн. тонн в год и является основным центром транзитных перевозок сырой нефти и нефтепродуктов из Каспийского региона на мировые рынки. Одновременно на терминале можно хранить 250 тыс. тонн нефти и нефтепродуктов.

MEP принимает сырую нефть и нефтепродукты на восточных портах Каспия в Туркменистане и Казахстане и организовывает перевозку грузов для доставки своим клиентам в Черноморских портах Грузии. Кроме того, MEP обеспечивает услуги по перевозкам азербайджанских нефтепродуктов из Баку на черноморское побережье. MEP является эксклюзивным экспортером азербайджанского топочного мазута. Терминал Дюбенди принимает сырую нефть и нефтепродукты, транспортируемые на танкерах из других Каспийских портов через порт Дюбенди. Порт Дюбенди расположен на о.Пираллахи, который является естественной преградой, защищающей порт Дюбенди от частых сильных ветров и высоких волн Каспийского моря. Это делает порт Дюбенди и терминал уникальным местом в качестве приемного пункта доставленной сырой нефти и нефтепродуктов, будучи в состоянии принимать и разгружать корабли в плохую погоду, когда другие порты вынуждены закрываться.

Расстояние от терминала Дюбенди до центра города и населенных районов очень выгодное, с точки зрения возможности управления охраной окружающей среды и эксплуатационной безопасности. В порту Дюбенди MEP имеет эксклюзивное право использования двух пирсов, располагающих 4 безопасными пристанями, длиной по 8,5 метров, где 4 судна могут разгружаться одновременно. Порт Дюбенди может принимать корабли дедвейтом 12 тыс. тонн каждый. Поскольку дно моря в канале и порту Дюбенди песчаное, при необходимости оно легко поддается дноуглубительным работам. Сейчас безопасная глубина канала составляет 7,2 метра. Руководство порта рассматривает возможность проведения дноуглубительных работ до 8,5 метров.

Терминал в Дюбенди предназначен для хранения как светлых нефтепродуктов, так и темных. Терминал для светлых нефтепродуктов (бензин, дизель, нафта, топливо для реактивных двигателей и т.д.) разделен на 5 отдельных резервуарных парков. Его вместимость составляет 175 тыс. кубометров, включает 35 резервуаров вместимостью по 5 тыс. кубометров каждый. Терминал для темных нефтепродуктов (сырая нефть и топочный мазут) размещен в 3 отдельных резервуарных парках. Его вместимость составляет 146 тыс. кубометров, включает 4 резервуара с плавучими крышами вместимостью по 20 тыс. кубометров, 2 резервуара с неподвижными крышами вместимостью по 23 тыс. кубометров и 4 резервуара вместимостью по 5 тыс. кубометров. Таким образом, общая вместимость терминала составляет 321 тыс. кубометров.

Каким образом MEP удается сохранить качество транзитных грузов?

Стратегия компании Middle East Petrol заключается в сохранении качества перевозимой продукции. Т.е. товар одного клиента не смешивается с товаром другого - это цель компании.

MEP полностью модернизировал и ввел в эксплуатацию резервуарные парки для хранения светлых нефтепродуктов в августе 2002 года. Все продукты полностью разделяются во время разгрузки корабля, складирования, загрузки вагонов, на каждом этапе операции первоклассные, независимые инспекторы международных сервисных компаний, выбранные клиентами, контролируют качество и количество сырой нефти и нефтепродуктов.

Одновременно с инвестициями в порту и резервуарном парке, MEP удвоила вместимость Дюбендинских железнодорожных погрузочных устройств, расположенных в 5 км от резервуарных парков путем сооружения наливной эстакады для светлых нефтепродуктов. Объединенная наливная эстакада может одновременно загружать 78 железнодорожных цистерн вместимостью по 60 кубометров (55 тонн) каждый в течение 2 часов. Железнодорожные погрузочные устройства соединяются со складскими резервуарами специальными трубопроводами. Для каждого из светлых нефтепродуктов (нафта, бензин, керосин/авиакеросин, дизель) имеются отдельные трубопроводы. Еще два трубопровода предназначены для темных нефтепродуктов, и один - для топочного мазута. Все три трубопровода изолированы, чтобы дать возможность управлять высокими температурами застывания сырой нефти и топочного мазута зимой.

MEP управляет флотом, включающим 2000 железнодорожных цистерн, 1500 из которых были взяты на долгосрочную аренду в Азербайджанском Железнодорожном Управлении и 500 принадлежат самой компании. MEP имеет контракт на покупку 1000 новых железнодорожных цистерн. Паровая рубашка всех железнодорожных цистерн установлена, что дает возможность транспортировать сырую нефть и нефтепродукты с высокой температурой застывания в течение всего года.

С тех пор, как MEP взяло в свои руки управление над терминалом Дюбенди, компания прошла сертификацию по стандартам ISO 9002 и ISO 14001 для перевалочных операций, а также повысила эксплуатационные и HSE показатели терминала с целью соответствия требованиям основных международных нефтяных компаний.

Терминал также получил сертификат от компании BP по экологии, контролю качества и менеджменту. Сертификат свидетельствует о том, что Дюбендинский терминал может работать по международным стандартам.

В целом, перевалочная деятельность MEP создает большую выгоду для стран региона с точки зрения экспорта сырой нефти и нефтепродуктов, транспортных таможенных сборов и создания новых рабочих мест. Кроме экономических выгод, транспортная индустрия является стратегически важным направлением для Азербайджана и Грузии, в которых развитие транспортной индустрии поддерживается программой TACIS / TRACECA Евросоюза.

Кроме головного офиса в Дубае (ОАЭ) и Операционного Центра в Баку, MEP располагает офисами в Ашгабате (Туркмения), Тбилиси (Грузия) и Батуми (Грузия).

Планирует ли MEP использовать новые экспортные возможности?

- MEP очень активно старается соединить терминал Дюбенди с трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), что выгодно для потенциальных казахских и возможно, туркменских добытчиков сырой нефти, которые желают получить доступ к БТД, как к потенциальному маршруту экспорта сырой нефти.

В настоящее время MEP размышляет над проектами по подключению к проекту БТД. С реализацией этого проекта стратегическая роль Азербайджана, как транзитной страны возрастет. Если ранее, наша компания могла отправлять нефть только по железной дороге в Грузию, то теперь есть возможность увеличения транзита непосредственно в Турцию.

Согласно растущим потребностям наших клиентов, мы рассматриваем расширение вместимости существующих мощностей терминала Дюбенди. На первом этапе можно использовать существующие трубопроводные мощности между Дюбенди и Сангачальским терминалом. В настоящее время часть этих трубопроводов арендуется MEP. Если вложить инвестиции в размере $2-$3 млн., то эти мощности составят около 5 млн. тонн нефти в год. Как известно, из Казахстана ожидается получение около 30 млн. тонн нефти в год. Эта нефть пойдет после получения большой нефти на месторождении "Кашаган". Если будет составлена госпрограмма, то MEP намерена получить в ней свое место. Учитывая будущие объемы транзитной нефти, терминал можно построить и отдельно. Ориентировочно для строительства нового супертерминала необходимо не менее $35-40 млн. инвестиций. Но это зависит от политики, выбранной государством. Словом, MEP планирует в сотрудничестве с другими перевалочными компаниями, вкладывать инвестиции в реализацию этого проекта.

Помимо этого, ГНКАР объявила порт Дюбенди стратегическим портом по поставкам нефти и нефтепродуктов в Иран. В связи с этим, в ближайшее время мы ожидаем увеличения потока государственных инвестиций в порт. В настоящее время пропускная способность Дюбендинского порта чуть выше мощностей терминала и составляет 12 млн. тонн в год.

Есть и третье направление - мы с нетерпением ждем реверса трубопровода Баку-Новороссийск, чтобы осуществлять перевалку российской нефти из Баку. Здесь два пути - подключиться к БТД, или использовать железнодорожную магистраль Баку-Батуми.

В настоящее время наша компания ведет переговоры с российской стороной. Мы, как азербайджанская компания, сейчас интересуемся строительством новых терминалов в России (на Каспии). В настоящее время мы достигли такого уровня, когда азербайджанская компания может инвестировать в проекты за рубежом.

Дело в том, что Россия сегодня испытывает недостаток трубопроводных мощностей, ежегодно дефицит составляет 30-40 млн. тонн нефти в год. Поэтому обе стороны заинтересованы в реализации подобного рода проектов.

Магистраль Баку-Батуми тоже будет загружена, поскольку есть некоторые сорта казахстанской нефти, которые не могут быть прокачены по БТД. Например, казахстанская нефть с месторождения Кумколь не может поставляться по БТД, поскольку она потеряет первоначальное качество. Или скажем, нефтепродукты также не могут поставляться по БТД. В настоящее время компания MEP имеет агрессивные планы по строительству новых терминалов на черноморском побережье Грузии.

Мы будем продолжать вкладывать усилия в разработку новых проектов и предложений для всех потенциальных клиентов в России и Каспийском регионе, чтобы способствовать увеличению объема транзита через Азербайджан.

Наша цель - поддерживать самые высокие стандарты обслуживания клиента в нашей индустрии, и мы планируем добьемся этого путем высококачественных операций, сконцентрированных на покупателе.

Изменилась ли политика компании MEP в области нефтедобычи?

- В консорциуме с китайской компанией Sheng Li (50% долевого участия) и ГНКАР (20%), MEP (30%) занимается разработкой оншорного азербайджанского месторождения "Пирсаат". Политика MEP в области нефтедобычи заключается в привлечении иностранных компаний, имеющих устойчивое финансовое положение, опыт в нефтедобыче, технологии с низкой себестоимостью добычи, инвестировать средства в Азербайджан. Это желание исходит из того, что Азербайджан платит за эти инвестиции нефтью.

Мы говорим, что если ГНКАР в разведочный период не должна вкладывать средства, то пусть не вкладывает и после этого периода. Компания намерена с применением новых технологий без нагрузки для азербайджанского государства, извлечь остаточные запасы разрабатываемых месторождений.

Что касается поиска новых запасов углеводородов на "Пирсаат", то для достижения этой цели требуются инвестиции в размере около $100 млн. на бурение новых скважин. Эти инвестиции полезны для Азербайджана, поскольку не менее 50% персонала консорциума должны составлять местные граждане. При этом также используется азербайджанская инфраструктура.

Основной метод добычи нефти на "Пирсаат" - нагнетание воды в пласт. Есть и др. методы, но на этом месторождении эта технология еще не использовалась. Эта технология также не использовалась и на месторождении "Гарачухур", по эксплуатации которого в альянсе с другими компаниями, MEP ведет переговоры с ГНКАР. Хотелось бы отметить, что по расходу инвестиций на добычу 1 тонны нефти, наш консорциум опережает все другие, действующие в Азербайджане.

Успехи MEP являются прямым результатом усилий и дальновидности президента компании г-на Абдолбари Гёзаля, который считает, что "обеспечение первоклассного и качественного сервиса, гарантирующего полное удовлетворение клиента и обеспечивающее высокий уровень техники безопасности, охраны окружающей среды и здоровья рабочих - приоритеты Middle East Petrol Farm FZE". Это желание именно г-на Гёзаля продолжать модернизацию и инвестиции в нефтетранспортную индустрию для того, чтобы остаться основным игроком и стать оператором перевалочных операций на Каспии.