НТ Приморский порт Print
Нефтяные ворота России
 
Начинаем публикацию большого аналитического материала о ключевом звене мировой нефтяной промышленности — морских транспортных терминалах. Первые главы — об отечественных портах. Начнем с Балтийского моря.
Новая жизнь Приморска



Согласно официальным данным теперь уже бывшего Министерства транспорта, в 2003 году общие объемы переработки грузов портами России должны были составить более 283 млн тонн. Рост объемов грузопереработки почти на 20 млн тонн прогнозировался за счет роста объемов производства в стране (следовательно — роста экспорта), а также за счет строительства новых погрузочных мощностей и модернизации существующих.
В 2003 году в российских портах было введено в эксплуатацию 13,7 пог. километра причалов, а также погрузочные мощности на 5,4 млн тонн грузов. В частности, в Махачкале (Дагестан) был реконструирован нефтяной пирс длиной 300 метров и пропускной способностью 3,5 млн тонн нефти в год.
В 2004 году планируется освоить более 129 млрд рублей инвестиций (включая государственные финансовые средства), а также ввести в строй перевалочные средства суммарной мощностью около 28 млн тонн. Наиболее важные инвестиционные проекты, конечно же, связаны с балтийской перевалкой нефти.
Дело в том, что, по мнению президента «ЛУКОЙЛа» Вагита Алекперова и ряда других авторитетных экспертов, интенсивный рост добычи нефти заставляет российские компании думать о расширении экспортных возможностей, а самым перспективным в этом отношении является северо-западное направление. Поэтому столь важно строительство экспортного нефтяного комплекса в Приморске (Ленинградская область) и нефтяного терминала в Санкт-Петербурге, а также сооружение лукойловского экспортного комплекса нефтепродуктов в Высоцке (тоже Ленинградская область).
По итогам 2002 года крупнейшим портом восточной, «постсоветской» части Балтийского моря стал Санкт-Петербург, переработавший 42,7 млн тонн грузов. За ним следовали эстонский Таллин с Ново-Таллинским терминалом (37,8 млн тонн), латвийский Вентспилс (28,7 млн тонн) и литовская Клайпеда (19,7 млн тонн). Примечательно, что еще 10 лет назад на первом месте был Вентспилс (27,7 млн тонн), снимавший «сливки» с российского экспорта, в первую очередь нефтяного и химического. Санкт-Петербург с «крохами» в объеме 14 млн тонн в 1994 году лишь замыкал тройку лидеров.



Один из наиболее перспективных портов северо-запада России Приморск первоначально был небольшим мелководным портом при военно-морской базе ВМФ СССР, а затем России. Глубина у причальных стенок варьировалась от 2 до 9 метров. Второе рождение порта датировано 16 октября 1997 года — принятием российским правительством постановления «О проектировании, строительстве и эксплуатации Балтийской трубопроводной системы».
Новый порт Приморск стали строить в трех милях к востоку от существующего. Он предназначался для перевалки нефти, нефтепродуктов, сжиженного газа, контейнеров и генеральных грузов общим объемом до 45 млн тонн в год (это больше, чем сегодня обрабатывает Питер — нынешний портовый лидер Балтики).
Пристальное внимание нефтяных компаний к Приморску объясняется несколькими причинами. Помимо благоприятных естественных условий и большой свободной прибрежной территории, здесь имеется и глубокая, защищенная от волн акватория, где можно принимать и обрабатывать танкеры грузоподъемностью до 150 тыс. тонн. Кроме того, северо-западный регион России располагает нужными энергетическими и трудовыми ресурсами, а также необходимыми строительными материалами.


Первая очередь наливного терминала в Приморске (он примет нефть Тимано-Печоры, Западной Сибири, Урала и Поволжья, а также стран СНГ) имеет пропускную способность 12 млн тонн в год. Терминал будет подключен к строящемуся магистральному нефтепроводу Ярославль – Кириши общей протяженностью 772 километра. Запуск терминала позволит резко снизить транзит нефти через порт Вентспилс.
И это весьма существенно, ведь стоимость транспортировки нефти в направлении Вентспилса значительно выше, чем в направлении российских портов — Приморска, Высоцка, Архангельска: помимо платы за перевалку в порту необходимо заплатить за транзит нефти по территории Белоруссии, Литвы и Латвии. Если транспортная система на северо-западе России будет развиваться так же активно, как сегодня, а технические и финансовые условия транспортировки нефти в направлении Вентспилса существенно не изменятся, российские компании вряд ли будут проявлять заинтересованность в работе с Вентспилсским нефтяным терминалом.





"Газпром-нефть" купила активы в порту Приморск
17/03/2008
ОАО "Газпром нефть" приобрела некоторые активы в порту Приморск в Ленинградской области и намерена развивать там бункеровочный бизнес. Как сообщает REGNUM, об этом председатель правления компании Александр Дюков заявил журналистам 15 марта в Санкт-Петербурге. Он не стал разглашать, у кого были куплены эти активы, но отметил. что покупка соответствует стратегическому направлению развития компании - приближению поставки нефти к потребителю. "Уже созданы компании, которые занимаются не только бункеровкой судов, но и заправкой самолетов авиатопливом "в крыло", - отмечено в пресс-релизе компании "Газпром нефть".

Агентство напоминает, что 75% акций ОАО "Газпром нефть" принадлежит ОАО "Газпром", опцион на приобретение 25%акций принадлежит итальянской компании Enel. Напомним также, что через порт Приморск компанией "Транснефть" экспортируется по Балтийской трубопроводной системе (БТС) нефть из месторождений Урала и Западной Сибири. Объем перевалки нефти на экспорт через порт Приморск за девять месяцев 2007 года составил 55,78 млн тонн, что на 14 процентов больше. чем за аналогичный период 2006 года. В 2006 году через Приморск было перегружено сырой нефти на 15% больше, чем в 2005 году. Проект строительства второй очереди трубопроводной системы (БТС-2) предусматривает увеличение объемов прокачки до 120 млн тонн в год.