НТ Туапсинский порт - РОСНЕФТЬ 2005 Print
Президент России В. Путин ознакомился с работой нефтяного комплекса в г. Туапсе

http://www.rosneft.ru/news/news_in_press/10393.html
Во вторник 6 сентября 2005г.  президент России Владимир Путин посетил Туапсинскую перевалочную нефтебазу — ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" (дочернее сбытовое предприятие НК "Роснефть").
В.Путин прибыл в Туапсе из Сочи на президентской яхте "Кавказ". На берегу его встретил президент ОАО "НК "Роснефть" Сергей Богданчиков.
"Туапсенефтепродукт" — основная база по перевалке нефтепродуктов на экспорт на юге России. Ежесуточно через автозаправочные станции (АЗС) "Туапсенефтепродукта" реализуется свыше 150 тонн нефтепродуктов, а в летний период — до 300 тонн. Осуществляя комплексную целевую программу развития до 2014 года, предприятие ведет полную реконструкцию и технологическое перевооружение и намерено довести объем перевалки нефтепродуктов до 12 млн. тонн в год. Реконструкция ведется за счет собственных средств.
Туапсинская нефтебаза неоднократно награждалась национальными и международными призами, такими как: "Факел Бирмингема", "Золотая медаль французской ассоциации содействия промышленности", премия "Российский национальный Олимп", премия имени Петра Великого и другими.
Докладывая В. Путину о перспективах роста нефтедобычи, С. Богданчиков сообщил, что ежегодно "Роснефть" планирует увеличивать добычу сырья на 7-8%. "Если в этом году объем нефтедобычи составляет 75 млн. тонн, то в 2006 г. планируется довести его до 82 млн., к 2010 г. — до 104 млн. тонн, и в 2015 году — 128 млн.", — отметил президент компании. С. Богданчиков также сказал, что суммарные извлекаемые запасы жидких углеводородов "Роснефти" оцениваются примерно в 3,5 млрд. тонн.
В. Путин положительно оценил деятельность "Роснефти". Отметив, что с 1998 по 2004 год капитализация компании увеличилась в 15 раз, президент заявил: "Это беспрецедентный случай и вклад в капитализацию всей российской экономики. — Нефтяная отрасль — одна из самых эффективных и быстро развивающихся отраслей российской экономики. "Уверен, перспективы развития хорошие и у отрасли в целом, и у вашего предприятия, в частности", — сказал В. Путин С. Богданчикову.
Президент России поздравил работников ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" с двойным праздником — грядущим 10-летием "Роснефти" и Днем работников нефтяной и газовой промышленности, который отмечался 2 сентября.
Между тем, глава "Роснефти" представил президенту РФ проекты развития туапсинского нефтяного комплекса.
По словам С. Богданчикова, "Роснефть" планирует вложить в его развитие $1,6 млрд. При этом, $900 млн. — предназначены для строительства новых установок переработки нефти на Туапсинском НПЗ, $550 млн. — для расширения трубопроводной системы и увеличения подачи нефти в порт. Кроме того, будут вложены средства в расширение нефтяного терминала.
В течение трех лет планируется увеличить переработку нефти с 4 до 12 млн. тонн, а мощности терминала — с 10 до 17 млн. тонн. С. Богданчиков подчеркнул, что эффективность туапсинского нефтяного комплекса заключается в том, что здесь сосредоточены добыча, переработка, транспортировка и экспорт нефти.
Также, С. Богданчиков сообщил В. Путину, что "Роснефть" готова самостоятельно профинансировать российскую часть проекта строительства нефтепровода Бургас-Александруполис. Он напомнил, что в 2002 г. был создан консорциум при участии России, Греции и Болгарии, подписан межправительственный меморандум. По его словам, намечается реализовать этот проект в ближайшие 7-10 лет.
"Предполагаемые затраты на прокладку 280 км нефтепровода составят $700-800 млн., — сказал С. Богданчиков. — Хотя предусмотрено комплексное финансирование, мы в принципе готовы профинансировать проект сами".
В. Путин поинтересовался у главы "Роснефти", какие на сегодняшний момент существуют трудности в реализации этого плана. С. Богданчиков сообщил, что "болгарские партнеры подтвердили готовность работать, а с греческими партнерами осталось решить чисто технические вопросы".
Президент "Роснефти" пояснил, что реализация проекта поможет решить "проблему пропускной способности Босфора". "Сегодня через Босфор проходит 86 млн. тонн нефти при заявке на 100 млн.", - сказал С. Богданчиков.
В ходе диалога президента "Роснефти" с главой государства С. Богданчиков попросил его ускорить рассмотрение вопроса о тарифах на транспортировку нефти. "Нам важно, сказал С.Богданчиков, чтобы вопрос по тарифной политике решился уже в этом году". В. Путин пообещал обсудить этот вопрос с премьер-министром: "Я обязательно переговорю по этому вопросу с председателем правительства".
По словам главы "Роснефти", тариф на транспортировку нефти в северном, западном и южном направлениях составляет $20 за тонну, в то время как в направлении Дальнего Востока — $40 за тонну. При этом он подчеркнул, что за последние четыре-пять лет железнодорожные тарифы возросли в 7,5 раз, тогда как объем перевозок вырос только в три.
С. Богданчиков также сообщил в ходе беседы с президентом РФ, что ожидает от Минпромэнерго РФ разрешения на увеличение пропускной способности нефтепровода Самара-Туапсе на 8 млн. тонн.
"Мнпромэнерго должно согласовать и разрешить строительство трубопровода и закрепить за НК "Роснефть" дополнительные объемы поставок нефти в Туапсе", — сказал он.
Кроме того, по словам С. Богданчикова, ключевым является вопрос к Минтрансу о принадлежности гидротехнических сооружений. В настоящее время они принадлежат государству, однако отметил глава "Роснефти", "если мы будем строить сами, мы хотели бы поставить их к себе на баланс". Однако, отметил С. Богданчиков, Минтранс выступает против эксклюзива во владении гидротехническими сооружениями.
Как вариант он предложил, что сооружения могут строиться "Роснефтью" и передаваться на баланс государства. "Но обязательным условием является согласование формулы арендных отношений", — отметил С. Богданчиков, пояснив, что арендная плата не должна быть высокой. Кроме того, по его словам, возможно строительство гидротехнических сооружений на деньги инвестиционного фонда.
ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт".
Краткая историческая справка
ОАО "Роснефть-Туапсенефтепродукт" (ранее "перевалочная нефтебаза") введено в эксплуатацию в 1928 г. для обеспечения народного хозяйства Юга страны нефтепродуктами, экспорта их и приема нефти по железной дороге для местного НПЗ. Объем резервуарного парка составлял 154 тыс. кубометров (28 резервуаров). Осуществлялась перевалка до 18 сортов нефтепродуктов в 11 стран мира. Объем перевалки в довоенный период составлял 1,8-2,0 млн. тонн в год.
В годы войны предприятие работало по выполнению правительственного задания — обеспечение фронта и Черноморского флота нефтепродуктами. В послевоенный период резко возрос спрос на экспорт нефтепродуктов и в 1953 г. Министерством нефтяной промышленности принято решение о восстановлении, расширении и частичной реконструкции нефтебазы, которая была осуществлена с 1958 по 1967 годы.
После реконструкции для хранения нефтепродуктов предприятие располагало 69 резервуарами, общей емкостью 234 тыс. кубометров. Объем перевалки в 1967 г. составлял 14,0 млн. тонн нефти и нефтепродуктов в год, из них 10,0 млн. тонн — на экспорт. Построено три автозаправочные станции и реконструирована одна существующая АЗС.
В 70-х и 80-х годах продолжалось строительство АЗС в городе и районе, расширение сферы услуг на АЗС, продажа расфасованных нефтепродуктов, строительство станций техобслуживания.
За период более 30 лет эксплуатации предприятия без обновления основных фондов большинство из них (резервуары, трубопроводы, наливные эстакады, насосные станции) пришло в неудовлетворительное состояние, неоднократно подвергалось капитальным ремонтам. Ряд резервуаров был выведен из эксплуатации и демонтирован.
Постановлением: Совета министров РФ № 219 от 14.03.1993 г. "О строительстве и реконструкции действующих нефтеперевалочных комплексов" принято решение о полной реконструкции предприятия с доведением объемов перевалки нефтепродуктов до 12 млн. тонн в год, в том числе на экспорт — до 8 млн. тонн и увеличение объема резервуарного парка до 365 тыс. кубометров.
ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" по своей основной деятельности является перевалочным предприятием и осуществляет перевалку нефтепродуктов с железной дороги и местного НПЗ в танкеры на причалах нефтяного района порта и в цистерны на железной дороге, бункеровку наливных судов, а также отпуск местным потребителям через АЗС.
В настоящее время основная площадка предприятия занимает территорию 45 га в застроенной части г. Туапсе.
Общая емкость резервуарных парков в настоящее время составляет более 340 тыс. кубометров, а перевалка нефтепродуктов осуществляется в объемах более 10,2 млн. тонн в год. Предприятие относится к нефтебазам 1-й категории. Резервуарные парки имеют в своем составе ёмкости от 3 тыс. до 20 тыс. кубометров.
Предприятие располагает девятью автозаправочными станциями, двумя автозаправочными комплексами — "Агой" и "Новомихайловский".
Для обеспечения вывода дополнительных потоков нефтепродуктов ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" осуществляет строительство глубоководного причала № 1А в порту Туапсе, что в настоящее время является приоритетной частью проекта реконструкции предприятия.
Новый причал позволит создать возможности для обслуживания судов дедвейтом более 100 тыс. тонн, поскольку по экономической и экологической целесообразности вывод дополнительных потоков возможен только на крупнотоннажных судах грузоподъемностью не менее 100-150 тыс. тонн. Ввод в эксплуатацию пирса позволит увеличить пропускную способность терминала до 17 млн. тонн нефтепродуктов в год. Кроме того, в планах "Роснефти" на 2005-2006 г.г. — создание на терминале мощностей по перевалке с железной дороги на танкеры топочного мазута в объеме 2 млн. тонн в год.
После реконструкции терминал станет современным высокотехнологичным комплексом, обеспечивающим требуемую интенсивность обслуживания большегрузных судов.
Общая стоимость проекта строительства комплекса глубоководного причала для перегрузки нефти и нефтепродуктов оценивается на уровне $220 млн. При этом стоимость строительства самого причала № 1А составит около $80 млн. Начало строительства запланировано на 2006 г., окончание — на 2008 г.
В целом дополнительным преимуществом проекта является расположение причала в непосредственной близости от существующих топливно-энергетических рынков на участке морского побережья с благоприятной судоходной обстановкой, обеспечивающей круглогодичную работу терминала. Кроме того, терминал будет располагаться вблизи к глубоководным фарватерам, на территории максимально приближенной к железнодорожным и автодорожным магистралям, связывающим терминал как с грузоотправителями, так и с местом жительства обслуживающего персонала.
В 2005 г. ОАО "НК "Роснефть-Туапсенефтепродукт" планирует увеличить товарооборот с 10,2 млн. тонн в 2004 г. до 10,3 млн. тонн, в том числе реализация нефтепродуктов, приобретенных у НК "Роснефть" увеличится до 130 тыс. тонн. При этом, реализация нефтепродуктов через АЗС в текущем году увеличится до 56,5 тыс. тонн.
Производственные результаты за первое полугодие текущего года наглядно демонстрируют успешное выполнение бизнес-плана. В частности: за январь-июнь предприятие реализовало 5,2 млн. тонн, что выше планового задания на 4%.