Р Казахстанских портов 2008 Print
«Черное золото» Кашагана
Правительство намерено скорректировать маршрут транспортировки кашаганской нефти в направлении Азербайджана: «черное золото» пойдет по морю через порт Курык, а не Актау. Причем для перевозки «КазМунайГаз» предлагает построить пять крупнотоннажных танкеров дедвейтом 60 тысяч тонн каждый. Соответствующая концепция развития инфраструктуры каспийской гавани одобрена вчера в Астане на совещании у Премьер-Министра страны Даниала Ахметова.

Прогнозы экспорта казахстанской нефти диктуют острую необходимость расширения портовой инфраструктуры. Ожидается, что уже через 11 лет республика будет продавать морским путем 38 миллионов тонн нефти ежегодно. Главным образом, за счет начала промышленной добычи на Кашагане.

Ранее предполагалось, что основной поток сырья возьмет на себя порт Актау. При этом было намерение удвоить его мощности до 20 миллионов тонн. Курык же должен был взять на себя оставшиеся 18 миллионов.

Но коррективы в этот экспортный маршрут внесли несколько факторов. Как дал понять в докладе глава ЗАО «НК «КазМунайГаз» Узакбай Карабалин, компании-недропользователи этого региона не поддержали идею расширения порта Актау. Потому как к 2010 году им пришлось бы кардинально перестраивать свою транспортную инфраструктуру, что, само собой, очень затратно. Проблемы могли возникнуть и в перспективе. По словам У. Карабалина, качество кашаганской нефти после ее транспортировки до Актау заметно ухудшается. Нефтяники также опасаются собственников наливных терминалов, трубопроводов и эстакад, обслуживающих международный порт.

— Они будут проводить собственную тарифную политику, а это негативно скажется на стабильности экспорта и стоимости транспортировки нефти, — убежден глава КМГ.

Участников совещания заметно взволновали «перспективы» морской гавани.

— Сейчас вопрос расширения пропускной способности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) пробуксовывает, а значит, морская инфраструктура будет развиваться интенсивнее, — заметил Премьер. — Поэтому от планов модернизации порта Актау мы не отказываемся. Однако они будут заметно скорректированы. Порту, который уже сегодня способен закачивать на танкеры 15 миллионов тонн нефти, пока придется довольствоваться объемом в 10 миллионов тонн. Зато он имеет шансы стать крупной перевалочной базой для генеральных, сухих и контейнерных грузов. Сейчас гавань работает на пределе: в год с пирсов этого каспийского города уходит на экспорт 1,5 миллиона тонн грузов.

Премьер-Министр поддержал проект расширения сухогрузной инфраструктуры порта до 3—4 миллионов тонн. Он также поручил Минэкономики и Минтранскому рассмотреть возможность привлечения средств БРК и ЕБРР под правительственные гарантии уже в 2006 году.

Как заметил директор РГП «Актауский международный морской порт» Женис Касымбеков, модернизация гавани обойдется в 100 миллионов долларов.

Курык через пять лет может стать главным нефтяным пулом республики. «КазМунайГаз» представил на одобрение свой вариант поставки сырья с Кашагана: нефть из Атырау будет переправляться в порт Курык по трубе, далее закачиваться на танкеры и доставляться к портам Азербайджана для наполнения нитки Баку — Тбилиси — Джейхан. Чтобы новая транспортная система заработала, по словам У. Карабалина, потребуется: проложить нефтепровод Атырау — Курык, построить 5 танкеров дедвейтом 60 тысяч тонн или 25 «вместимостью» 12 тысяч, закупить выносные причальные устройства (ВПУ) стоимостью 12 миллионов долларов каждое. Кроме того, нужно протянуть железную ветку, автодорогу и водопровод из Атырау в Курык.

К слову, ранее нацкомпания отказалась от идеи строительства крупнотоннажных судов: они не могли обслуживаться в мелководных портах Каспия. Но, похоже, вернуться к ней нефтяников вынудило серьезное сокращение затрат: чем выше вместимость танкера, тем ниже стоимость транспортировки. Так, одна тонна нефти, перевезенной на 60-тысячнике, дешевле на доллар. Построив пять вместительных танкеров вместо 25 небольших, Казахстан, по расчетам КМГ, сэкономит на перевозке кашаганской нефти 841 миллион долларов.

Напомним, на сегодняшний день с верфей Выборгского судостроительного завода сошли три казахстанских танкера дедвейтом 12 тысяч тонн. Заложено еще несколько подобных судов. Но, по мнению У. Карабалина, 12-тысячники не останутся без работы: Казахстан задействует их в направлениях Махачкалы и Ирана.

«Волшебной палочкой» для нацкомпании оказались ВПУ — современные причалы, позволяющие через специальные трубы-рукава скачивать нефть с танкеров на большом расстоянии от берега. Они относительно недороги и способны разгружать танкеры даже в штормовую погоду. Сейчас подобные причалы действуют в 39 портах мира.

КМГ изучил несколько вариантов установки ВПУ у берегов Азербайджана. Самый оптимальный — через нефтетерминал Сангачал (Баку), который расположен всего в четырех километрах от нитки БТД. По словам главы нацкомпании, азербайджанская сторона уже одобрила использование причальных установок в своих портах.

Заинтересованные министерства в целом одобрили предложение КМГ. Вице-министр транспорта и коммуникаций Талгат Абылгазин назвал несколько слабых звеньев в новой системе перевозки нефти.

— Нужно просчитать затраты на создание крупнотоннажных танкеров. Пригнать их на Каспий своим ходом нереально. Придется доставлять и собирать по частям либо построить собственную очень крупную судоверфь и создавать специальную инфраструктуру для обслуживания таких судов...

Глава Минэнерго Владимир Школьник поддержал коллегу и добавил, что техническая сторона проекта нуждается в серьезной проработке.

По итогам совещания Премьер-Министр поручил «КазМунайГазу» совместно с Минтранскомом выполнить технико-экономическое обоснование расширения портовой инфраструктуры бухты Курык. Компания «Ћазаћстан темiр жолы» также должна подготовить проектно-сметную документацию на строительство железнодорожной ветки от гавани Курык до Атырау, а Минтранском — представить на рассмотрение республиканской бюджетной комиссии проект прокладки автомобильной дороги Курык — Атырау. Кроме того, транспортникам поручено проработать возможность создания в Казахстане собственных судостроительных предприятий. На выполнение всех заданий Премьер отвел время до конца июля.

— Возможно, в проекты развития портовой инфраструктуры мы привлечем деньги пенсионных фондов, — сказал в заключение Д. Ахметов.