Статья Экспорт нефти в АТР Print

Казанцев А.А., научн. сотр. Центра Евроатлантической безопасности МГИМО

Экспорт российских энергоресурсов в страны АТР: экономические и политические факторы

 

1. Освоение энергетических запасов азиатской части России в контексте глобальных экономических процессов

 

Освоение природных богатств Сибири и российского Дальнего Востока оказалось тесно связано, прежде всего, с логикой медленной и постепенной колонизации этих регионов, осуществлявшейся путем миграции из Центральной России. Эта тенденция и задала традиционное направление вывоза природных ресурсов из Сибири – обратно миграционному потоку, в сторону европейской части России.

Западная Сибирь была завоевана небольшими отрядами казаков в 16 веке, а в 17 веке эти отряды достигли границ Китая и Японии. Тем не менее, огромные пространства, редкое население, отсутствие транспортной инфраструктуры и экстремальные природные условия не давали возможность эксплуатировать минеральные ресурсы азиатской части России.

Лишь в конце 17-18 веке началось освоение природных богатств Урала. В 19 веке в Восточной Сибири началась разработка запасов золота. В конце 19 – начале 20 в. был осуществлен самый грандиозный проект по освоению Сибири – построена транссибирская магистраль.

В 30-е гг. 20 в. в связи с прокладкой Северного морского пути начался новый этап освоения Сибири и Дальнего Востока. При этом основным направлением развития стала добыча различных металлов. В 50 – 60-е гг. было проведено промышленное освоение нефтегазовых запасов Западной Сибири, до сих пор являющейся основной нефте- и газодобывающей провинцией России. Для вывоза энергоресурсов Сибири была создана система трубопроводов. В 70-80–е гг. реализовывался проект освоения природных богатств Дальнего Востока путем строительства Байкало-Амурской магистрали и реализации целого комплекса других, взаимосвязанных с ним транспортных и добывающих проектов. Эти проекты оказались не доведены до конца из-за распада СССР. Таким образом, следует отметить тот факт – и это весьма существенно для хода наших дальнейших размышлений – что  процесс постепенного освоения азиатской части России путем создания транспортной инфраструктуры (в особенности, трубопроводной) не дошел до своего естественного территориального предела – Тихого океана и границы с Китаем на Дальнем Востоке.

После освоения нефтегазовых запасов Западной Сибири основными регионами для дальнейшего наращивания запасов стали Центральная и Восточная Сибирь, а также шельф Северного ледовитого океана. По оценкам некоторых экспертов, нефтяные запасы этих провинций сопоставимы со всеми разведанными на данный момент запасами Западной Сибири и Европейской части России. Общий объем нефти, который будет извлечен из недр Восточной Сибири, при условии интенсивного развития отрасли к 2010 году может составить 1,5 млрд. тонн, а к 2030 году - порядка 2,3 млрд. тонн. Аналогичные показатели по газу составляют: к 2010 году - 550 млрд. кубометров, к 2030 - 1 трлн. кубометров.

Нефть и газ, добытые в шельфе и прибрежных районах Северного Ледовитого океана, скорее всего, первоначально будут направлены по традиционному направлению – в сторону Европейской части России, и далее – в Западную Европу. В качестве примера можно привести осваиваемый компанией «Роснефть» Ванкорский блок месторождений в Туруханском районе на севере Красноярского края. К 2005 г. “Роснефть” планирует нарастить добычу нефти на Ванкоре с первоначальных 500 тыс. до 1,5 млн. тонн., к 2007 году компания сможет извлекать порядка 2,5 млн. тонн сырья, а в 2008 г. — 6 млн. Транспортировка нефти с месторождений Ванкорского блока будет осуществляться по планируемому нефтепроводу (около 750 км) до порта Диксон на побережье Северного Ледовитого океана. Сырье будет отправляться в направлении на Роттердам.

Ресурсы Штокмановского газоконденсатного месторождения на шельфе Баренцева моря (запасы газа - 3,205 трлн. кубометров, запасы газового конденсата С1+С2 — 30,98 млн. т.) будут также транспортироваться в направлении Западной Европы.

В то же время нефть и газ, добытые в континентальной части Восточной и Центральной Сибири и на Дальнем Востоке более экономично было бы отправлять на экспорт в страны АТР, так как они территориально намного ближе, чем Западная Европа. В случае успешного наращивания экспорта энергетических ресурсов, добытых в континентальных частях Восточной Сибири и Дальнего Востока, в сторону АТР можно предположить и возможность переключения экспорта нефти и газа с шельфа Северного Ледовитого океана в этом же направлении (путем провода их по Северному морскому пути через Берингов пролив).

Начиная с 30-х годов 20 в. в рамках централизованной экономики окончательно сложилось весьма специфическое разделение труда между различными районами России. Природные ресурсы добывались в восточной части страны и двигались на запад, проходя постепенную переработку и превращаясь в конечные продукты уже в промышленных центрах Москвы и Ленинграда, в западных республиках СССР. Либо эти ресурсы экспортировались в Западную или Восточную Европу.

Уже с 60-х гг. основным экспортным товаром, поставлявшимся Советским Союзом на внешние рынки, стали энергетические ресурсы, добывавшиеся, в основном, в Западной Сибири. После распада централизованной экономики роль нефтегазового экспорта в структуре экономики России еще более возросла: он обеспечивает более 50% экспортных доходов, до 50% доходов госбюджета.

К 2020 году ожидаемые объемы добычи нефти в Западной Сибири составят 290-315 млн. тонн в год. Максимальная добыча ожидается в 2010 году - 290-348 млн. тонн в год. В 2005 году в Западной Сибири планируется добыть 305-325 млн. тонн нефти. Всего по России в 2005 году, по предварительным подсчетам, объем добычи составит 401-445 млн. тонн. К 2020 году предполагаемый общий российский объем добычи - 520-600 млн. тонн в год. Столь значительный рост нефтяного сектора предполагает существенное расширение географии добычи.  К 2020 г. нефть будет добываться, как в традиционных нефтяных районах: Западной Сибири, Поволжье, Северном Кавказе, так и в новых нефтедобывающих регионах: на Северо-Западе (Тимано-Печерский район), в Восточной Сибири (Якутия), Дальнем Востоке (шельф острова Сахалин), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря.

Описанная выше традиционная схема транспортировки и экспорта все возрастающих объемов нефтегазовых ресурсов отвечала как структуре экономики России – СССР, так и характеру международного разделения труда, в котором Европа играла ключевую роль. В то же время, постепенное продвижение в освоении нефтегазовых районов в сторону АТР делает технически все более обоснованным направление хотя бы части экспорта энергоресурсов в этом направлении. Другой причиной изменения территориальной структуры экспорта могут стать сдвиги в структуре мировых энергетических рынков. Последние могут привести даже к перенаправлению в сторону АТР тех объемов добычи энергоресурсов, которые традиционно экспортировались на Запад.

 

2. Изменение удельного веса Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом потреблении энергоресурсов

 

Начиная с 80-х гг. 20 в. центр тяжести мировой экономики смещается в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. В нем расположена Япония, занимающая 2 место в мире по объему ВНП. Быстрый экономический рост наблюдался в таких странах, как Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины. В США также происходит постепенный сдвиг промышленного центра от Северо-Востока в пользу Тихоокеанского побережья.

Однако ключевым фактором стало «китайское экономическое чудо». Уже в 2003 г. Китай по данным Всемирного банка занял 6 место в мире по объему ВНП, обогнав Италию и Канаду и лишь немного отставая от Франции. Имея самые высокие в мире темпы экономического роста в 2006 г. Китай окончательно займет 4 место в мире по объему ВНП, обогнав не только Францию, но и Великобританию.

Сдвиг в структуре мирового промышленного производства сказался и на мировом энергетическом рынке.

На долю стран Азиатско-Тихоокеанского региона в настоящее время приходится 28% общемирового потребления нефти, причем доля эта постоянно растет. Основными потребителями углеводородов в регионе являются Китай (30 %), Япония (24 %), Южная Корея (10,6 %), Индия (9,9 %), Индонезия (5,1 %) и Австралия (3,8 %).

Объем импортируемой нефти в КНР в 2004 составил 120 млн. тонн, что больше показателя 2003 на 34,8% и составляет 40% от потребленной нефти в стране. По итогам прошлого года Китай вышел на второе место в мире по потреблению нефти, обогнав Японию. Согласно экономическим прогнозам, в течение ближайших 10-20 лет спрос на нефть в Китае возрастет в несколько раз. Китайские специалисты прогнозируют, что через 10 лет Китай может обогнать США по данному показателю. Таким образом, эта страна является наиболее перспективным потребителем российской нефти.

Даже без строительства трубопроводов объем перевозки нефти по железной дороге из России в Китай в 2005 г. достигнет 10 млн. тонн, а в 2006 - 15 млн. тонн. В обеспечении Китая нефтью большое место отводится Восточной Сибири России. В дальнейшем планируется сформировать структуру, при которой районы, расположенные севернее реки Хуанхэ, снабжались бы из России и Центральной Азии, а южнее - из Ближнего Востока, Африки и Тихоокеанского региона. В 2004 Китай подписал соглашения о строительстве нефтепроводов с Казахстаном и Узбекистаном. Планируется, что к 2020 Китай будет экспортировать 60-80 млн. тонн нефти из России и Центральной Азии и 160-220. млн. тонн из Ближнего Востока, Африки и Тихоокеанского региона.

Чрезвычайно перспективным является также рынок газа в АТР. Япония и Республика Корея являются крупнейшими импортерами сжиженного газа, в основном, с Ближнего Востока. Получение более территориально близких источников импорта соответствовало бы интересам этих стран.

Стремительно растет потребление природного газа в Китае. В настоящее время его доля в топливном балансе КНР составляет 2%. В течении ближайших пяти лет этот показатель может увеличиться до 10%. Газ будет использоваться в Китае в коммунальном хозяйстве, в качестве промышленного топлива и сырья для химической промышленности, а также для выработки электроэнергии. Для реализации этой задачи КНР осуществляет строительство первого транскитайского газопровода “Запад-Восток” для поставок газа из Таримского бассейна и других месторождений запада страны (в проекте участвует российская компания “Газпром”, имеющая 15% акционерного капитала данного предприятия).

Дальнейший рост потребления газа в стране приведет к исчерпанию внутренних резервов и сделает необходимым его импорт (это возможно уже в среднесрочной перспективе). В связи с этим существуют проекты прокладки в Китай газопроводов из России и Центральной Азии (в частности, Туркмении).

Китайские энергетические компании осуществляют активную экспансию на международных рынках, в том числе, российском. В плане развития энергетической отрасли Китая до 2020 одним из стратегических направлений является активизация участия Китая в международном нефтегазовом сотрудничестве. Китайские компании пытались участвовать в конкурсах на приватизацию российских нефтяных компаний. Линия на рост китайских инвестиций в российский нефтегазовый сектор была официально зафиксирована в двусторонних документах на различных уровнях, в том числе, и высшем (см. в следующих разделах). Например, недавно было заявлено, что Far East Energy Limited, близкая к госструктурам КНР, заинтересована в инвестировании в нефтяные проекты Якутии.

 

3. Проект нефтепровода Ангарск-Дацин


Данный проект возник во многом благодаря лоббистским усилиям компании ЮКОС. Она владела крупными месторождениями нефти в Томской области и Красноярском крае. Соответственно, ЮКОС одной из первых российских нефтяных компаний осознал выгоды продажи нефти из этих месторождений на территориально близком к местам добычи и быстрорастущем китайском рынке. 

С Китайской Народной Республикой ЮКОС плодотворно сотрудничает с 1999 года, когда туда была отправлена пробная партия нефти - 12 тыс. тонн. К 2004 г. объем поставок нефти в Китай составил уже около 1,5 миллиона тонн в год. 28 мая 2003 года ЮКОС и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали соглашение о заключении контракта на поставку 6 млн. тонн нефти из России в Китай по железной дороге на 1,1 млрд. долл.  Срок действия контракта 3 года.

В 1999 году в рамках IV регулярной встречи глав правительств России и Китая, прошедшей в Москве, был подписан пакет соглашений о сотрудничестве двух стран в области энергетики. Среди них было и соглашение между ЮКОСом, ОАО "Транснефть" и Китайской национальной нефтегазовой компанией о разработке технико-экономических расчетов (ТЭР) проекта строительства нефтепровода Россия-Китай.
В январе 2000 года результаты ТЭР подтвердили эффективность проекта. А в сентябре 2001 года в рамках визита в Россию премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи было подписано генеральное соглашение о разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта.
С 19 по 24 июня 2002 года в Самаре прошло заседание российско-китайского руководящего комитета по строительству нефтепровода Россия – Китай, на котором китайская и российская стороны внесли коррективы в инвестиционное обоснование проекта и вплотную подошли к началу следующего этапа – подготовительным работам к строительству трубопровода.
27 мая 2003 года в Москве по итогам переговоров президента России Владимира Путина и председателя КНР Ху Цзиньтао была подписана Совместная декларация. В ней, в частности отмечалось: "Стороны считают, что сотрудничество в энергетической сфере имеет огромную важность для обоих государств. Основой его укрепления должна стать реализация крупных нефтегазовых проектов, включая строительство нефтепровода "Россия-Китай", поставки в КНР природного газа, участие России в проекте строительства газопровода "Запад-Восток" с рассмотрением возможности поставки необходимого российского энергетического оборудования для этого проекта и сотрудничество нефтяных компаний сторон по разведке и разработке нефтяных месторождений на территории России".
28 мая 2003 года председатель правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский и президент CNPC Ма Фуцай подписали генеральное соглашение об основных принципах и договоренностях в отношении долгосрочного контракта на поставку нефти по трубопроводу "Россия-Китай". Первые пять лет объем поставок должен был составлять 20 млн. тонн, с 2010 года – 30 млн. тонн. Протяженность будущего нефтепровода должна была составить 2247 км, в том числе по России-1452 км, по Китаю-795 км. В соответствии с соглашением, НК ЮКОС должен был обеспечивать не менее 50 процентов поставок нефти по нефтепроводу.

Таким образом, казалось, создалась достаточно мощная коалиция интересов, включающая как внешние силы (правительство Китая), так и внутренние (ЮКОС был на тот момент самой крупной по размеру капитализации российской компанией с очень большими политико-лоббистскими возможностями). При этом необходимо учитывать и роль сотрудничества с Китаем для России. Эта страна – основной покупатель российского оружия. В целом же объем двустороннего экономического сотрудничества в 2004 г. превысил 20 млрд. долл., а к 2010 должен достичь 60-80 млрд. долл.

Сохранение хороших отношений с Китаем – единственная возможность обеспечить безопасность российских Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, отношения с Китаем рассматриваются как способ обеспечить «многовекторный характер» внешней политики России. Партнерство с Китаем – приоритет для нынешнего российского руководства. Так в программе «Вести» Российской государственной телерадиокомпании (2002/31/05) было отмечено, что, по мнению В. Путина, наличие российско-китайского «Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» означает «что по характеру российско-китайское сотрудничество выше отношений между Россией и США».

Результатом действий указанной коалиции было решение правительства России в 2003 г. о первоочередном строительстве трубопровода Ангарск-Дацин (Китай) по сравнению с конкурирующим проектом Ангарск-Находка (см. ниже). Вариант Ангарск-Находка, который лоббировала "Транснефть", был признан экономически нерентабельным, так как месторождения Восточной Сибири не в состоянии обеспечить его нефтью.

Однако политическое влияние компании «ЮКОС» начало катастрофически уменьшаться. Ей была предъявлена серия налоговых претензий, против ряда ключевых фигур кампании были возбуждены уголовные дела. В этих условиях под угрозой оказалось и правительство России, поддерживавшее проект «Ангарск-Дацин». Активизировались слухи о его возможной отставке, которая позднее и реализовалась.

В том же 2003 г. Министерство природных ресурсов (МПР) России выдало свое отрицательное заключение на проект строительства Ангарск-Дацин из-за того, что последний предусматривал прокладку трубопровода через Тункинскую долину, входящую в состав Тункинского национального парка. В этом случае труба пройдет в 20 км от озера Байкал – крупнейшего в мире резервуара чистой воды. По мнению Минприроды, в случае аварийного разлива нефти это может привести к экологической катастрофе. Следует отметить, что МПР выдало отрицательное заключение и на конкурирующий проект Ангарск-Находка (см. ниже).

В этих условиях премьер-министр РФ М. Касьянов заявил, что нефтепровод Ангарск - Находка не является альтернативой и не замещает собой нефтепровод Ангарск - Дацин. Он пояснил, что проект нефтепровода в Китай связан с имеющимися и уже добываемыми ресурсами одной российской компании, а проект нефтепровода на Находку является стимулом развития всей Восточной Сибири и Дальнего Востока. Михаил Касьянов добавил также, что, возможно, оба проекта удастся совместить, построив нефтепровод из Ангарска в Находку с ответвлением на Дацин. С этого момента правительство, маневрируя между различными группами интересов, стало пытаться каким-то образом совместить оба конкурирующих проекта.

Тем не менее, окончательный крах компании ЮКОС, изъятие его ключевых активов в качестве компенсации за невыплаченные налоги, а также обвинительные приговоры в адрес руководства компании по различным уголовным делам сделали проект Ангарск-Дацин неконкурентоспособным. Единственной возможностью для реализации проекта транспортировки ресурсов в этом направлении стало строительство ответвления от основного маршрута на Тихий океан, что активно лоббируется в настоящее время правительством Китая (см. ниже).

 

4. Проект нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан

 

Сама идея строительства этого нефтепровода была выдвинута почти полвека назад. Она представляла собой естественное продолжение сложившейся веками стратегии развития азиатской части России, рассмотренной выше. То есть, речь шла о доведении транспортных артерий, соединяющих Сибирь с Европой до их естественного предела – Тихого океана. Однако реализация этого проекта требовала складывания определенной коалиции интересов. Рассмотрим вкратце то, как складывалась эта коалиция.

Еще до подписания в 2001 году Договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем существовал согласованный проект этого соглашения,  предусматривавший строительство трубопровода Ангарск-Дацин, который внутри России лоббировал ЮКОС. И в 2001 году вопрос о путях транспортировки восточно-сибирской нефти казался решенным.

Но после 2001 года представители японского бизнеса начинают активно лоббировать в России другой маршрут транспортировки, который получил название «Ангарск-Находка».

В пользу этого проекта выдвигались следующие аргументы. России были обещаны 7 миллиардов долларов на обустройство Сибири и Дальнего Востока, а также - льготный кредит на прокладку нефтепровода от Ангарска до Находки. Кроме того, подчеркивались экономические выгоды от того, что Россия получала независимый от китайских потребителей путь транспортировки.  В случае реализации этого маршрута нефть будут потреблять Китай, Япония, Республика Корея, и все страны АТР, включая США и Австралию. Наличие конкуренции покупателей создаст более стабильный рынок сбыта и даже позволит поддерживать более высокие цены.

Проект трубопровода на Тихий океан заинтересовал также корейских бизнесменов и власти. Об этом, в частности, заявляли первый секретарь отдела энергетики и логистики МИД Республики Корея Пак Но Ван и начальник отделения нефтяной промышленности Министерства коммерции, промышленности и энергетики Республики Корея Хан Джин Хюн (сообщение приморского информационного агентства «Регнум», www.regnum.ru). Представители корейских компаний также обещали инвестиционную поддержку данному направлению транспортировки.

Разумеется, влияние Японии на Россию несопоставимо с влиянием Китая: у этих двух стран нет даже мирного договора, существуют спорные территории и масса других проблем. Отношения России с Республикой Корея более стабильны, однако они все равно несравнимы с российско-китайскими отношениями. Тем не менее, ключевым фактором в складывании коалиции интересов стало участие в ней «Транснефти». «Транснефть», в отличие от ЮКОСА, является государственной компанией. В настоящее время ее руководство имеет довольно тесные связи с администрацией Президента России (в то время, как ЮКОС имел большое влияние на правительство России). Поэтому в российской прессе конфликт двух проектов зачастую упрощенно описывался как «противостояние президентской администрации и правительства» или «противостояние олигархов и питерских чекистов».

В конечном итоге, проект строительства трассы на Тихий океан получил поддержку лично Президента России. Об этом, в частности, заявил губернатор Приморья С. Дарькин (сообщение приморского информационного агентства «Регнум», www.regnum.ru).

Компания "Транснефть" впервые озвучила планы по строительству трубопровода «Ангарск – Дацин» в 2001 г. Осенью 2002 г. "Транснефти" не удалось провести свой проект через процедуру государственной экологической экспертизы, проводившейся Министерством природных ресурсов, из-за того, что труба должна была пройти по территории близкой к озеру Байкал. Весной 2003 г. МПР РФ одобрило новый вариант трассы в обход Байкала.

Однако затем "Транснефть" отказывается и от этого проекта и разрабатывает новый. Теперь начало трассы из Ангарска переносится в Тайшет, она проходит через г. Сковородино (Амурская область) и заканчивается в бухте Перевозная в Приморье. Проект предусматривает большую длину нефтепровода (4386 км), большую мощность прокачки нефти (выросла с 50 до 80 млн. тонн в год) и, соответственно, большую стоимость (до 16 млрд. долл.). Он получает название "Восточная Сибирь - Тихий океан". Сроки реализации проекта – 2005 – 2020 гг.

Линейная часть нефтепровода будет иметь диаметр 1020 мм. Он будет иметь 4250 тыс. кубических метров резервуарного парка, в том числе, 1240 тысяч кубических метров на терминалах (морской нефтеперегрузочный комплекс на нефтебазе "Перевозная").

Предусмотрено четыре этапа реализации проекта с организацией комбинированной трубопроводно-железнодорожной транспортировки по маршруту Тайшет - Перевозная.

На первом этапе планируется построить участок магистрального нефтепровода до станции Ангаракан протяженностью 1180 м для перевалки нефти на конце участка - железнодорожной двусторонней эстакады с сопутствующими сооружениями. На нефтебазе "Перевозная" планируется строительство резервуарной емкости, наливных насосных и причальных сооружений, терминала с двумя причалами. Из Западной Сибири на этом этапе будет транспортировано 10 млн. тонн нефти в год.

На втором этапе реализации программы запланировано строительство магистрального нефтепровода до станции Сковородино (Амурская область) протяженностью 1090 км, для перевалки нефти на конце участка - трех двусторонних эстакад для одновременного налива, 3-х маршрутов с сопутствующими сооружениями. На нефтебазе "Перевозная" запланировано строительство резервуарной сливо-наливной емкости. На этом этапе планируется транспортировать 24 млн. тонн нефти в год из Западной Сибири.

На третьем этапе предусматривается строительство участка магистрального нефтепровода до нефтебазы "Перевозная". На самой нефтебазе - строительство дополнительной резервуарной емкости, причальных сооружений с двумя причалами, объектов увеличения пропускной способности построенных ранее участков трубопровода. Транспортировка на этом этапе составит 50 млн. тонн нефти в год.

На четвертом этапе  запланировано расширение ранее построенных участков трубопровода и нефтебазы "Перевозная". Транспортировка нефти составит 80 млн. тонн в год.

В первой половине 2004 года ОАО "Гипротрубопровод", по поручению ОАО "АК "Транснефть", подготовило и согласовало декларацию о намерениях строительства с субъектами РФ, по территориям которых пройдет нефтепровод: Иркутской, Амурской и Читинской областях, а также Еврейской автономной области, Бурятии, Хабаровском крае и Приморье.

31 декабря 2004 года Председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение о проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". ОАО АК "Транснефть" выступает заказчиком проекта строительства.

В начале февраля 2005 г. Министр промышленности и энергетики России В. Христенко издал приказ о реализации мероприятий, связанных с проектированием и строительством трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Подразделениям Минпромэнерго совместно с ОАО АК  "Транснефть" и представителями Минэкономразвития России и МПР России предложено выработать планы по каждому из этапов строительства в срок до 15 марта 2005 г. Департаменты Минпромэнерго совместно с "Транснефтью" должны внести предложения по источникам и механизмам частичного финансирования за счет средств федерального бюджета работ по проектированию и строительству нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", сокращению сроков реализации указанного проекта, в том числе предложения о предоставлении налоговых и таможенных льгот.

Совет директоров компании «Транснефть» на заседании 24 февраля 2005 принял предложение о завершении до 30 июня 2005г. разработки технико-экономического обоснования (ТЭО).

Правительство России считает, что строительство нефтяной магистрали "Восточная Сибирь - Тихий океан" станет мощным стимулом к активному освоению недр Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом инвестиции в добычу нефти в указанных районах по предварительным подсчетам должны составить 130-135 млрд. долларов. Хотя на начальном этапе реализации проекта большая часть экспортируемой нефти будет поставляться из Западной Сибири. Это будет означать начало территориальной переориентации российского экспорта нефти даже из старых районов добычи.

Однако существенным является то обстоятельство, что вопросы о финансировании строительства нефтепровода и поставке сырья для транспортировки все еще остаются открытыми. Пул частных инвесторов для решения всех указанных вопросов пока не сформирован. В настоящее время подготовительные работы ведутся за счет бюджета России и средств государственной компании «Транснефть». В мае 2005 ОАО АК "Транснефть" должна представить правительству РФ предложения по потенциальным инвесторам и поставщикам нефти.

Летом 2005 года уже должны начаться подготовительные работы по строительство нефтепровода сразу в двух точках - в Тайшете и в бухте Перевозная. Кроме того, правительство РФ дало распоряжение администрации Приморья реконструировать железную дорогу от станции Барановская до Кедровой, протяженностью порядка 90 км, по которой будут доставляться нефть до терминала в бухте Перевозная. Работы по реконструкции этого участка необходимо провести в кратчайшие сроки, так как правительством РФ поставлена задача в августе-сентябре 2006 года начать отгрузку нефтепродуктов с терминала бухты Перевозная.

В то же время существует ряд неопределенных моментов, связанных с позициями различных групп влияния как внутри России, так и за ее пределами.

Во-первых, представители различных неправительственных организаций, в особенности экологических (как российских, например, «Байкальская экологическая волна», так и международных, например, «Гринпис» и базирующаяся в Японии организация "Друзья Земли") высказывают свои возражения против этого проекта. Трубопровод предполагается проложить по вечной мерзлоте, по территории с сейсмоактивностью до 11 баллов, со сложными географическими, геологическими и гидрологическими условиями. Нефтепровод должен пересечь крупнейшую реку байкальского бассейна Верхнюю Ангару. Прорыв нефтепровода и загрязнение этой реки чреваты, в конечном счете, загрязнением самого Байкала. Трасса должна пересечь также и реку Амур, причем выше по течению того места, где расположен г. Хабаровск, в районе его единственного водозабора. Определенные проблемы с питьевой водой могут возникнуть также в Бурятии.

Трасса пересекает ряд заказников и заповедных территорий. У ряда ученых и некоторых лоббистских групп (например, связанных с рыболовством) вызывают нарекания и намерения "Транснефти" расположить конечный пункт транспортировки нефти по российской территории в бухте Перевозная. Там возникает угроза двум заповедникам, местообитанию дальневосточного леопарда и, наконец, в случае аварийного разлива нефти в бухте Перевозная будет подорвано рыболовство в Приморье.

Во-вторых, Китай по-прежнему продолжает высказывать свою заинтересованность в том, чтобы получить максимально большой объем экспорта российской нефти.

Так 14 марта 2005 г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на пресс-конференции по итогам сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) заявил, что  российское правительство и президент РФ Владимир Путин дали ясно понять, что после завершения строительства сибирского нефтепровода приоритет будет отдан Китаю. Он также сообщил, что на предстоящей в этом году встрече с российским премьером Михаилом Фрадковым тема нефтепровода будет одной из ключевых. Вэнь Цзябао подчеркнул, что китайско-российское энергетическое сотрудничество является важной частью дружественных отношений между двумя странами.

Это сохраняет возможность строительства ответвления на Дацин от трассы «Восточная Сибирь – Дальний Восток». Последнее было бы для Китая наиболее технически выгодно, так как Дацин – центр китайской нефтеперерабатывающей промышленности. Другим вариантом удовлетворения интереса Китая к российской нефти может стать гарантирование ему определенных объемов продаж нефти из конечной точки трубопровода.

 

5. Заключение

 

Глобальные сдвиги в структуре энергетических рынков делают неизбежным изменение традиционной территориальной структуры российского экспорта энергоресурсов и перенаправление существенной их части в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключевым фактором при этом становится экономический рост в Китае и рост политического влияния правительства Китая на Россию. При этом наращивание экспорта в данном направлении будет происходить как путем изменения экспортных маршрутов из Западной Сибири (а также из только осваиваемого шельфа Северного Ледовитого океана), так и путем освоения новых районов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России. Это даст дополнительный стимул для развития данных регионов.

В конкуренции двух маршрутов транспортировки нефти из Восточной Сибири победу одержал тихоокеанский вариант. Тем не менее, в его реализации остается еще целый ряд неопределенных факторов. В связи с освоением газовых месторождений Восточной Сибири и расширением рынка сбыта в АТР на повестку дня встает также вопрос о строительстве газопроводов в данном направлении.

В то же время, реализация всех эти экономических перспектив тесно связана с борьбой разнородных групп интересов как внутри России, так и вовне ее. Результаты этой борьбы, наряду с чисто технико-экономическими факторами, будут определять такие ключевые параметры, как размеры инвестиций, объемы добычи, маршруты транспортировки и конечные направления экспорта.

6. Приложение. 1. Существующие нефтепроводы и проект «Ангарск-Дацин»

Image

 

2. Китайский проект газопровода «Запад-Восток»

 Image