Презентация СМТП Print

Открытое акционерное общество

Северодвинский морской торговый порт

Severodvinsk Commercial Sea Port  Public Joint - Stock Company

Приморский бульвар, 16/29 г.Северодвинск, 164500  Россия

16/29, Primorskiy str., 164500  Severodvinsk, RUSSIA

Тел/Факс.: + 7 (8184)  52-60-04, 58-68-93

Tel/Fax.: + 7 (8182) 52-60-04, 58-68-93

Тел.моб.  8–915–044–64-19

  E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

 

 

 

«Северодвинский морской торговый порт»

 

 

В 1938 году решением Правительства СССР был основан город Северодвинск (Молотовск) – база военно-морского флота СССР и город-завод по строительству кораблей. Вся история города Северодвинска связана с непрерывным развитием военно-морского флота, созданием уникального машиностроительного комплекса, способного выпускать подводные атомные корабли любого класса. Существовавшая оборонная концепция позволяла успешно функционировать городу корабелов с мощной научно-технической базой и полигонами. Машиностроительные заводы военно-промышленного комплекса страны в г.Северодвинске обеспечивали государство современными атомными подводными лодками различного класса в необходимом количестве.

Изменения с 1993 – 2000 годов оборонной концепции, снижение оборонного заказа более, чем в двое, распад судостроительной отросли промышленности и систематические неплатежи за выполненную продукцию поставили оборонные предприятия и город Северодвинск с его 250 тысячным населением в кризисное состояние.

С принятием Указа Президента Российской Федерации «О создании промышленно-производственной базы по освоению углеводородных месторождений на континентальном шельфе Арктики» за №765 от 23 мая 1996 года ситуация в обеспечении финансирования программ государственного оборонного заказа, конверсии выполняемого Государственным Российским Центром Атомного Судостроения стала меняться к лучшему. С 1996 года было обеспечено первоочередное финансирование предприятий по строительству морской ледовой платформы по добыче газового конденсата для месторождения «ПРИРАЗЛОМНОЕ».

Администрация города Северодвинска, анализирует экономическую ситуацию на промышленных предприятиях города и принимает меры, способствующие оживить экономику города Северодвинска. Одной из основных программ экономического развития города является программа создания в городе Северодвинске морского торгового порта с назначением переработки всех видов грузов.

 

 

I.  Морские порты России.

 

          Морской торговый флот и порты России составляют важнейшее звено внешней и внутренней экономики России.   Порты Европейского Севера России Белого и Баренцева морей – Архангельск, Онега, Нарьян-Мар, Мурманск при существующей технологической оснащённости, сравнительно малом грузообороте, отсутствии мощных терминалов для наливных грузов, неразвитости транспортных магистралей не могут компенсировать потери на юге и западе России хотя и имеют открытый выход в мировой океан.

 

В тоже время, регионы (Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Республика КОМИ, Кировская область, Пермская область, Свердловская область), имеющие крупные водные артерии – реки Печору и Северную Двину, развитую сеть железных и автомобильных дорог и обладающие огромным промышленным и сырьевым потенциалом – лес, пиломатериалы, уголь, нефть, нефтепродукты, газ, рыба, полезные ископаемые – не имеют достаточно мощного и оснащённого современного порта для экспорта – импорта своих грузов.

Реконструкция и строительство Северодвинского морского торгового порта двойного назначения усилит роль России в международных транспортных сообщениях, а также создание интегрированной сети эффективных логистических схем международного Северодвинского морского торгового порта – хаба, обладающего развитой инфраструктурой для концентрации, распределения и эффективного обслуживания транспортных потоков, способствующих развитию промышленности и экономике Архангельской области, и обеспечения национальных интересов России в отношении развития Северного морского пути.

 

 

II. Перспективы морского порта Северодвинск

 

Нормативная мощность Портов Европейского Севера России определена исходя из пропускной способности причалов и подходов в объёме: Архангельский морской торговый порт – 7,1 млн.т.  и Мурманский торговый порт  -  10,4 млн.тонн грузов в год.

 

Порт Архангельск издавна специализировался на перевалке продукции лесного промышленного комплекса, должен оставить за собой это направление.

Лимитирующие факторы развития Архангельского порта являются:

- железнодорожные  подходы. Для их усиления необходимо проложить по территории города второй путь и построить через р.Северную Двину третий мост.

- сложные навигационные подход, подходной мелководный канал с односторонним движением протяжённостью 34 км. Для поддержания на канале глубин 10,0 м требуется ежегодное черпание в объёме 5,0 млн.куб.м, а при увеличении глубин до 12,0 м этот объём увеличивается в двое.

 

Развитие Мурманского порта, его нормативная мощность определены в пределах территориальных возможностей порта, а также перегруженностью железнодорожного подхода. Мурманский порт удалён от центра и северо-восточной части России.

 

Увеличение в ближайшие годы перевозок грузов морским транспортом в Северном бассейне и развитие Северного морского пути с промышленным освоением шельфа Ледовитого океана будет сдерживаться недостаточной мощностью материально-технической базы портов, глубин на подходах и в акватории.

 

При отсутствии возможности развития портов Северного бассейна решение проблемы наращивания портовых мощностей для увеличения потребностей внешней торговли и промышленного освоения Севера в регионе  должна быть осуществлена за счёт строительства в г.Северодвинске нового морского порта.

 

Как потенциальный морской порт Северодвинск, расположенный в ковше Никольского Устья р. Северная Двина  и на берегу Белого моря, имеет наивыгоднейшее географическое положение, обладает закрытыми акваториями и прямым выходом в Белое море, связан автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом со всеми регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья.

Территории возможного обслуживания Северодвинского морского торгового порта включают в себя регионы, примыкающие к Северной Двине и Печоре, Архангельску область,  Республику Коми, Ненецкий автономный округ, Вологодскую, Кировскую, Пермскую и Свердловскую области, Северный Урал с грузораспределительной линией, проходящей по средней полосе России.

 

Потенциальные возможные объёмы переработки «Северодвинским морским торговым портом»  сухих грузов до 20 млн.т., наливных грузов до12 млн.тонн.

Особую роль в развитии порта Северодвинск предназначена строительству и эксплуатации нефтегазового терминала общей ёмкостью до 500 000 тонн нефти и нефтепродуктов  (для темных и светлых нефтепродуктов). Планируемая ёмкость резервуарного парка составит 700 тыс. тонн. В перспективе перерабатывающего продукцию Тимано-Печорской нефтегазовой провинции, в том числе Приразломное месторождение нефти и Штокманское месторождение газа на  Континентальном шельфе Арктики.

 

Традиционные для Европейского Севера встречные грузовые потоки: рыба. Уголь Воркуты и Инты, нефть Ухты, Западной Сибири, расширение контейнерных перевозок, переработка грузов, направляемых на основное месторождение Тимано-Печорского нефтегазовой провинции, грузопоток генеральных грузов с территории Северного Казахстана – это та работа, которую будет выполнять Северодвинский морской торговый порт.

 

 

III. Существующий морской порт Северодвинск.

Северодвинский морской торговый порт –

порт двойного назначения с приоритетом военной составляющей.

 

Северодвинский морской торговый порт – порт двойного назначения с приоритетом военной составляющей располагающийся на территории Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России и муниципалитета города Северодвинска будет обслуживать ВМФ России, выполнять  оборонные сдаточные и ремонтные программы судостроительного и судоремонтного заводов Государственного Российского  Центра Атомного Судостроения и решать внутренние и внешние народнохозяйственные задачи экономики России. После реконструкции и строительства  терминал порта будет иметь логистические и тактические функции на случай обороны страны, с пропускной способностью от 8 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов на нефтеналивном терминале.

Закрытая акватория порта связана с Белым морем искусственным каналом длиной 7,1 мили по прямой, шириной 100 метров до глубин 20 – 22 метра. В настоящем причальный фрон включает 15 причалов общей длиной около 1500 метров, позволяет принимать и обрабатывать суда среднего класса с осадкой до 8 метров, имеются краны различной грузоподъёмности, железнодорожные пути и автомобильные дороги. Из 15 причалов 6 причалов деревянной постройки (1934г.) находятся в аварийном состоянии и не пригодны к эксплуатации – требуется их полный демонтаж и строительство новой причальной 820 метровой линии, остальные  9 причалов необходимо реконструировать.

 

 

Техническое состояние гидросооружений порта  Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России на случай войны неудовлетворительно.

 Каждый год Морская инженерная служба (МИС)  Беломорской ВМБ  ВМФ России проводит ремонтные работы на различных военных и др. объектах порта, но из-за отсутствия  финансирования на территории порта ведутся только косметические работы.

В ведении и эксплуатации МИС Беломорской ВМБ находятся причалы №1,2,3,4,5 постройки 1934 – 1941гг.., причал №6 постройки 1969г., причал №7 и №8 постройки 1972г., причалы №9,10,11,12,13,14,15 постройки 70-х годов.

Причальная линия гидросооружений (причалы №1,2,3,4,5,6,7,8) составляет 1210 метров  ни разу не подлежали ремонту.

Причалы как гидросооружения:

Причал № 1. Длина причала составляет 125 метров.

Причал № 2. Длина причала составляет 125 метров.

Причал № 3. Длина причала составляет 125 метров.

Причал № 4. Длина причала составляет 125 метров.

Причал № 5. Длина причала составляет 145 метров.

Причал № 6. Длина причала составляет 175 метров.

Причал № 7. Длина причала составляет 165 метров.

Причал № 8. Длина причала составляет  225 метров.

Причалы №1,2,3,4,5,6  находятся в аварийном состоянии и эксплуатации в настоящее время не подлежат.

Причалы №9,10,11,12,13,14,15 находятся в аварийном состоянии но эксплуатируются.

 

По мимо причалов находящихся в аварийном состоянии, нуждаются в ремонте и реконструкции портовые здания и технические сооружения (терминалы складского хранения, нефтебаза, котельная, энергетические трансформаторные станции, силовые насосные агрегаты, нефтепроводы и др.).

 

Морская Инженерная Служба Беломорской Военно-морской Базы России ежегодно направляет в адрес Морской Инженерной Службы Северного Военно-Морского Флота Титул на проведение капитальных ремонтов по инженерным сооружениям и коммуникациям Беломорской Военно-морской базы РФ включая проведение капитального ремонта и реконструкции одного из 8 причалов.

 

До настоящего времени за последние 10 лет ни один Титул на проведение капитальных ремонтов по инженерным сооружениям и коммуникациям Беломорской Военно-морской базы РФ, в части проведения капитального ремонта и реконструкции одного из 8 причалов не был профинансирован со стороны МИС Северного ВМФ России, из-за недофинансирования со стороны  УНИСИОР ВМФ РФ.

 

Решить вопросы реконструкции и строительства новой причальной линии с современным портовым  многофункциональным терминалом на территории Беломорской Военно-морской Базы ВМФ России  возможно при реализации проекта строительства морского порта Северодвинска как порта двойного  назначения с приоритетом военной составляющей.

 

 

На причалах и прилегающих к ним территориях Беломорской Военно-морской Базы ВМФ России имеются неиспользуемые сооружения, принадлежащие войсковым частям, пригодные после реконструкции для размещения портовых служб в служебных помещениях  и складских помещений способных принимать различные грузы на складирование и перетарку.

 

Потенциал портовых сооружений и примыкающих непосредственно к причальным сооружениям территорий, свободной акватории Беломорской Военно-морской Базы ВМФ России, по заключениям специалистов, располагают к более интенсивной эксплуатации в народнохозяйственных целях.

 

Именно так по двойному назначению в гражданских и военных целях используются крупнейшие зарубежные порты Норфолк. Нью-Йорк и Гроттон в США, Плимут и Портсмут в Великобритании, а так же большинство известных крупнейших портов мира.

Обращение администрации города Северодвинска и директората «Северодвинского морского торгового порта» (ОАО) в силовые структуры России по поводу создания в городе Северодвинске морского торгового порта получили поддержку при выполнении определённых условий, связанных с требованиями ФСК и противодействий техническим видам разведки.

 

IV. Проектируемый порт Северодвинск

Реализация проектов  «город Северодвинск – морской торговый порт» и Северодвинский морской торговый порт – порт двойного назначения с приоритетом военной составляющей» располагающийся на территории Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России и муниципалитета города Северодвинска предлагается осуществлять в двух направлениях.

Первое планируемое направление – Предлагается использовать с незначительными капитальными вложениями на реконструкцию, существующие причалы и портовые сооружения, находящиеся в оперативном управлении министерства обороны России и предприятий Госкомоборонпрома. Предлагается на этом этапе обработка судов под Российским флагом с рыбой и рыбопродуктами, лесом и пиломатериалами и другими грузами гражданского назначения. Спланированные по месту и времени операции обслуживания кораблей ВМФ России и обработки приходящих гражданских судов обеспечат требования ПДИТР с учётом положений договора ОСВ.

  Форма сотрудничества «Северодвинского морского торгового порта» (ОАО) по совместному использованию причалов  порта на территории Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России с Министерством обороны определяется Соглашение о сотрудничестве в реализации проекта  Северодвинский морской торговый порт – порт двойного назначения с приоритетом военной составляющей» располагающийся на территории Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России.

Второе планируемое направление – предполагает:

- полную реконструкцию всех причалов порта на территории Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России;

- строительство новой причальной линии с нефтегазоналивным многофункциональным терминалом порта и нефтебазой с ёмкостью резервуарного парка 700 тыс. тонн на территории Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России;

- создание новых  обособленных от Беломорской Военно-Морской Базы ВМФ России и Государственного Российского Центра Атомного Судостроения  гидросооружений порта, включающих в свой состав строительство терминалов по всем погрузочно-разгрузочным портовым технологическим направлениям, мультимодальное развитие транспортной и складской сети;

- освоение акватории береговой линии примыкающей к ковшу Никольского Устья р.Северная Двина  и на берегу Белого моря с применением дноуглубительных и намывных технологий.

Нефтеналивной терминал Северодвинского морского торгового порта

Нефтеналивной терминал «Северодвинского морского торгового порта» (ОАО) будет способен перегружать:

-  вакуумный газойль (до 1 млн.т),

- дизельное топливо (до 1.5 млн.т),

- бензиновые фракции (до 1.5 млн.т),

- нефть  (до 8 млн. т) в год.

 

Причал нефтеналивного терминала смогут  принимать  танкеры:

- «Aframax» -  осадкой 11-12 м и грузоподъемностью до 100 тыс.т.,

-  "река-море" осадкой 3,7-4 м и грузоподъемностью до 5 тыс.т.,

Загрузка танкеров будет  производится насосами нефтеналивного терминала «СМТП».

Нефтеналивной терминал  будет способен осуществлять погрузку, прием, хранение и выгрузку масел, бензинов, мазута,  нефти.

Нефтяная База будет оборудована пятью современными сливно-наливными железнодорожными эстакадами.

 

Первая эстакада будет предназначена для светлых нефтепродуктов и будет иметь:

- не менее пяти приборов для слива бензина марок А-76,

- не менее пяти приборов для слива бензина марок Аи-92,

- не менее 10 приборов для слива дизтоплива,

- не менее одного прибора для слива бензина Аи-95.

Каждый вид и марка нефтепродуктов перекачивается по своим технологическим трубопроводам без смешивания.

 

Вторая эстакада будет предназначена для мазута с нижним и верхним сливом, с разогревом - острым паром.

 

Третья эстакада будет предназначена для масел.

 

Четвёртая эстакада будет предназначена для перегрузки вакуумной газойли.

 

Пятая эстакада будет предназначена для перегрузки сырой нефти на экспорт.

 

Нефтеналивной терминал будет снабжен:

- «магистральными» трубопроводами;

- «нефтеналивными» резервуарами, общей ёмкостью до 500 000 тонн нефти и нефтепродуктов  (для темных и светлых нефтепродуктов). Планируемая ёмкость резервуарного парка составляет 700 тыс. тонн;

-  комбинированной схемой обогрева трубопроводов и резервуаров;

-  двумя насосными станциями.

Нефтяная база будет принимать нефтепродукты, поступающие по железной дороге,  в перспективе от «Северодвинского НПЗ».

 

 

В настоящее время погрузки тёмных и светлых нефтепродуктов с причалов Беломорской ВМБ ВМФ РФ не производятся и не производились в прошлом. Линии по наливу тёмных нефтепродуктов для бункерования вспомогательных судов ВМФ  частично демонтированы. Выгрузка нефтепродуктов на причалы  Беломорской ВМБ ВМФ РФ с судов возможна только грузовыми насосами танкеров, своих грузовых насосов на территории базы нет, и они не предусмотрены проектами.

 

 

Администрацией города Северодвинска было выданы задания:

-  «ЛенморНИИпроек» (НИИ)  задание (АРХ.№59536) «Оценка технической возможности и экономической целесообразности создания в г.Северодвинске морского торгового порта» ;

Научно-Исследовательскому Проектно-Технологическому Бюро «ОНЕГА» «Предложения по созданию морского порта в г.Северодвинске. Пояснительная записка»  на стадии ТЭО предпроектные  разработки размещения основных сооружений и экономического обоснования.

«Выводы:

1.      Строительство порта в г.Северодвинске должно осуществляться в два этапа. Первый этап – с максимальным использованием существующих мощностей при доукомплектовании их необходимым оборудованием. Второй этап – новое строительство с обоснованием перспективных видов грузов и увязке с транспортно-технологической схемой Севера».

 

2.      Развитие «Северодвинского морского торгового порта» – порта двойного назначения с приоритетом военной составляющей» как мультимодального международного приграничного транспортного хаба  вызовет необходимость реконструкции  железной дороги в направлении «станция Северодвинск – станция Исакогорка», а также автодороги «Архангельск – Москва» и окончания строительства новой автодороги «Северодвинск – Онега».

 

3.      Экономические характеристики. Затраты и экономическая эффективность реконструкции и строительства порта Северодвинск должны рассматриваться в единой системе государственной программы развития транспортной отросли России и в частности развития морских портов и развития Северных территорий (материкового шельфа Арктики) по Северному морскому пути.

 

4.      Ориентировочная оценка аналогичного проекта в объёме двух направлений составит 3,5 – 4,0 млр. долларов США, с продолжительностью строительства 6 – 8 лет.

 

 

V. Выводы и предложения.

Создание морского торгового порта в городе Северодвинск на ряду с образование свободной экономической припортовой зоны позволит:

1.      Увеличить объём морских и других грузовых перевозок в 10 – 25 раз в сравнении со сложившимся грузооборотом «Архангельского порта».

2.      Ускорить экономическое развитие г.Северодвинска как Государственного Российского Центра Атомного Судостроения.

3.       Улучшить материально-техническое обеспечение Северных территорий России в по Северному морскому пути.

4.      Ускоренными темпами развивать освоение континентального шельфа Арктики.

5.      Решать вопросы логистики устойчивого обеспечения регионов России и зарубежных партнёров топливно-смазочными ресурсами.

6.      Иметь современный мультимодальный международный приграничный транспортный хаб на Европейском Севере России с открытым выходом в мировой океан без ограничений по своей пропускной способности.

7.      Внедрить новые производства и новые технологии.

8.      Дать до 40 тысяч рабочих мест.

9.      Расширить мобилизационные возможности региона.

10.  Получить России современный технологически оснащённый морской торговый порт двойного назначения, компенсирующий потери по объёмам морских перевозок через порты сопредельных государств.

 

 

 

Генеральный директор

Северодвинского морского торгового порта                                                      Э.В.Филиппов