СМТП - морской порт гСеверодвинска Print

РАЗВИТИЕ ПОРТА СЕВЕРОДВИНСК

Северодвинск как портовый город  находится в стадии развития, которая определит многие перемены в будущем и всей экономики Архангельской области в целом. Меняется международная и межрегиональная экономическая и геополитическая логистическая ситуация, и это неизбежно ведёт к изменениям старых и созданию  новых логистических транснациональных логистических маршрутов.

Развитие порта Северодвинск основано на идеальном географическом положении порта Северодвинск, который должен служить центром распределения грузов, предназначенных для отправки и получения Северным морским транспортным коридором на Запад США и Канады, включая Скандинавские страны, Европу и Великобританию.  Северодвинск, занимает стратегическое положение на основных торговых маршрутах между Россией, Европой и остальным миром. В связи с этим возникнет настоятельная потребность в совершенствовании транспортных звеньев между ними. Создание потока грузов, идущих через Северодвинск, повысит экономическую активность в Архангельской области, а расширение возможностей торговли с соседними Северными странами,  Европой и Америкой будет способствовать устойчивому развитию и активизации экономики на Севере России, созданию современного  портового комплекса Северодвинска.

 

Введение

В начале второй мировой войны во исполнение Постановления Государственного Комитета обороны СССР, приказом по Управлению Архангельского морского торгового порта №413 от 14 ноября 1941 года в городе Молотовск был организован приписной порт. 15 ноября 1942 года вся линия новых причалов была официально принята в эксплуатацию. Молотовский порт имел причальный фронт общей длины порядка 800 метров. В 1943 году завершились основные строительные работы в порту, порт стал иметь почти километровую линию причалов, с сильной механизацией. В 1944 году была построена нефтебаза и угольная база   для бункировки судов.

Через Молотовский торговый порт за годы войны прошло более одного миллиона тонн импортных грузов, в обеспечении поставок по ленд-лизу. 200 принятых и отправленных портом судов.

В годы второй мировой войны Молотовский торговый порт принимал морские конвои союзников СССР по антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании) обслуживал .

Исключительно важное значение Молотовского торгового порта в период войны является, то что он был единственным портом на Севере России, способным работать круглосуточно, обладающим самыми глубокими причалами и самым механизированным портовым оборудованием.

В послевоенный период  Молотовский торговый порт обслуживал суда Севера России и корабли ВМФ России. После 1954г., Молотовский торговый порт стал территорией  Беломорской Военно-морской базы ВМФ России.

Несмотря на прекращение деятельности Молотовского торгового порта, Молотовск, а в настоящем город Северодвинск не утратил тех преимуществ, которые были у него в прошлом. Северодвинск имеет выгодное стратегическое положение на Севере, так как через него проходят морские пути к побережью Северной Европы, Западного побережья Северной Америки из внутренних районов Центральной и Восточной России. Это выход к рынкам Северной Америки и Европы и остального мира. Развивается инфраструктурная сеть железных и автомобильных дорог. Через Северодвинск могут проходить маршруты стратегических транспортных коридоров между Америкой, Европой и Россией, имеющих большое значение для развития торговли между Северной Америкой, ЕС и странами СНГ и Азии и Восточной Азии.

Интеграция в ЕС в экономику России в общем и Архангельской области в частности будет способствовать росту экономической деятельности в Северном регионе.

Поэтому значение создания и развитие Северодвинского морского торгового порта в настоящем и будущем будет только возрастать.

Северодвинский  портовый комплекс будет состоять из 5-ти основных терминалов:

  • 1. Терминал перевалки навалочных грузов,
  • 2. Терминал переработки рыбной продукции,
  • 3. Терминал переработки контейнеров,
  • 4. Терминал переработки генеральных грузов,
  • 5. Терминал переработка наливных грузов (в основном нефть и нефтепродукты).

 

Прогноз объёмов перевозок

Результаты прогноза развития рынка по базовому сценарию показывают:

  • • В недавнем прошлом наблюдалось резкое снижение объема грузоперевозок через порт и экономической активности в России и регионе. Ожидается, что в будущем объемы перевозок возрастут благодаря оживлению деловой активности вследствие вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
  • •Северодвинск имеет выгодное стратегическое положение на Северо-восточном берегу Белого моря. Он связывает Северную, Центральную и Восточную Россию с Северной Америкой и Западной Европой и остальным миром морскими путями.
  • • Согласно прогнозам базового сценария предполагается, что объем перевозок возрастет с 4,0млн. т в 2010 г. до 12,0млн. т к 2015 г.
  • •Ожидается формирование и динамичный рост объемов перевозки контейнеров.  Результат увеличения процентного соотношения подходящих для контейнеризации сухих генеральных грузов, отгружаемых в контейнерах, а не навалом. У контейнеров имеется преимущество, связанное с быстротой обработки в пунктах перевалки и меньшими убытками вследствие поломок, повреждений и потерь, поэтому они становятся основным способом транспортировки генеральных грузов в мировой торговле.

Рост объемов перевозок по пессимистическому сценарию будет идти медленнее, а по оптимистическому — быстрее. По базовому сценарию перевозок контрольные уровни объемов и связанные с ними улучшения в портовом комплексе будут также достигнуты позже или раньше, в зависимости от того, будет ли развиваться общая ситуация по пессимистическому или оптимистическому сценарию.

Кроме того, исследование конъюнктуры рынка показывает, что при строительстве новых терминалов для наливных,  навалочных и контейнерных грузов, грузов ро-ро,  в каком-либо новом месте с удобным подходом со стороны моря и не на территории Беломорской Военно-морской Базы ВМФ России , объемы грузоперевозок через Северодвинский порт намного вырастут по сравнению с прогнозом для нынешнего расположения порта на территории Беломорской Военно-морской Базы ВМФ России.

 

Выводы в отношении размеров судов


В среднесрочной и долгосрочной перспективе ожидаются изменения в размерах торговых судов. Процент судов большего размера будет расти, поскольку грузоотправители будут стремиться использовать более крупные суда, чтобы выиграть от эффекта повышения масштаба. Продолжится практика использования частично загруженных больших судов.

Изменения в контейнерных перевозках будут происходить в направлении перемещения штучных грузов из группы массовых в группу контейнерных грузов.

Вероятно, что размеры наливных судов также увеличатся. Возросшие объемы перевалки нефти и нефтепродуктов будут способствовать использованию более крупных танкеров, насколько позволит глубина канала.

Наиболее значительные изменения размеров ожидаются в категории контейнеровозов, чему будет способствовать рост контейнерных перевозок. Будут использоваться крупные контейнеровозы на длинных расстояниях с большими партиями груза по маршруту Северная Америка – Северодвинск– Северная Америка.

 

Проектные мощности Северодвинского морского торгового порта

Северодвинский морской торговый порт будет располагать развитым портовым комплексом, хорошо оснащенным для переработки наливных, навалочных и обычных генеральных грузов.  Закрытая акватория порта связана с Белым морем искусственным каналом. Подход к порту и причалам осуществляется по искусственному морскому каналу с гарантированной глубиной 12 - 14 м и шириной 100 метров. Подходной канал имеет длину 14 км с односторонним движением судов, с формированием четырёх караванов в сутки на вход и четырёх на выход. Причальный фронт включает в себя 6 стационарных причалов. Имеется 20 плавпричалов. Общая длина причальной линии составляет – 1130 п.метров. Глубина и длина причалов позволяют принимать и обрабатывать суда осадки до 10 м, длиной до 110м. Крановое хозяйство: 3 крана грузоподъёмностью 5 т., 1 плавкран грузоподъёмностью 100 т.. Все стационарные причалы имеют электроэнергию 220/380V, а также воздух низкого давления. Вдоль причалов проходит железная дорога.

Северодвинский порт имеет значительные резервные мощности. После реконструкции мощности Северодвинского  порта будут оцениваться от 8 - 10 млн. т.  Проектных  мощностей по перевалке навалочных и наливных грузов вместе с планируемым строительством  нефтеналивного терминала будет достаточно для переработки прогнозируемого в 2015 г. объема в 10 - 12 млн. т. Однако мощности для перевалки генеральных грузов, особенно контейнерных будут ограничены. В Северодвинском порту придётся намывать новую территорию порта  для причальных и складских площадей  для обработки контейнеров и генеральных грузов.

 

Подход со стороны моря

Порт Северодвинск (Северодвинский морской торговый порт) соединяет с Белым морем искусственный морской канал, общая длина которого составляет 14 км. Канал проходит от Никольского Устья Северной Двины, начинаясь у входных молов закрытой акватории порта и заканчивается в Белом море.

Основные элементы технической схемы искусственного морского канала с начала 21-го века не изменились. Поэтому канал нуждается в модернизации и углублении, чтобы отвечать требованиям современного судоходства.
В результате планируемого углубления канала расчетная максимальная осадка судов будет соответствовать отметке 12 - 14 м от среднего уровня моря. Наибольшая допустимая длина судов, проходящих по каналу, составит 240 м (танкеров - 220 м), что диктуется ограниченными размерами разворотного бассейна гавани порта и радиусами  поворотов во внутренней акватории порта на канал.

Для прохода по каналу не будет обязательной лоцманская проводка; время прохождения составит 1.5-3 часа. Поскольку движение в канале одностороннее, необходимо формирование караванов. Четыре каравана в день будут проходить в назначенное время по каналу в обоих направлениях. В холодные зимы караваны будут проводить буксиры ледового класса.

 

Автодорожные и железнодорожные подъезды к порту


Муниципальная портовая дорога связывает Северодвинский  порт с дорожной сетью России.

Техническое состояние дороги улучшено благодаря проведенным в последние годы ремонтным работам. Однако она все еще находится в неудовлетворительном состоянии, особенно у железнодорожных переездов.

Технически Северодвинский порт имеет хорошую связь с железнодорожной сетью России. Более того, в сравнении с другими российскими регионами Архангельская область имеет хорошо развитую и не загруженную железную дорогу, которая пока справляется с небольшими на данный момент объемами грузоперевозок. В городе Северодвинске находится железнодорожная станция, которая будет служить в качестве портовой сортировочной станции для Северодвинского морского торгового порта. В целом железнодорожная сеть имеет избыточную пропускную способность, поскольку со времени пика железнодорожных перевозок их объем сократился. Однако инфраструктура железной дороги до станции Северодвинск требует модернизации и электрификации. Необходима будет также общая реконструкция рельсовых путей (замена шпал, выравнивание, восстановление заданной позиции).

 

Развитие портовых мощностей


Сегодня объемы перевалки грузов в порту Северодвинск отсутствуют. Несомненно, после реконструкции Северодвинский портовый комплекс и искусственный морской канал будут иметь достаточные производственные резервы, чтобы справиться с прогнозируемым объемом грузов на период с 2015 г. и далее.

На объектах нынешнего портового комплекса Беломорской Военно-морской базы ВМФ России г.Северодвинска Архангельской  области будет произведена полная реконструкция причалов с учётом новых  международных морских требований и учётом конъюнктуры мирового морского торгового рынка транспортных услуг. Реконструкция портового комплекса Беломорской Военно-морской базы ВМФ России г.Северодвинска, не может служить обоснованием строительства дополнительного или альтернативного нового крупного глубоководного порта на Белом море в Архангельской области.


Нефтеналивной терминал будет полностью реконструирован и модернизирован за счет капиталовложений на сумму свыше 60.0 млн. долл. США.

Номенклатура переваливаемой продукции будет включает в себя 8 типов сырой нефти и 15 типов различных нефтепродуктов. Проектная мощность терминала по перевалке будет составлять в 12 млн. тонн в год, а мощность резервуарного парка будет составлять 500,000 тонн. Слив будет производится на эстакадах суммарным фронтом единовременного слива 212 железнодорожных цистерн. Налив на суда будет  производится с трёх причалов и одного беспричального буя. Терминал будет способен принимать суда дедвейтом до 130,000 тонн длиной до 255 м и осадкой от 12 до 16 м.

Резервуарная мощность. Резервуарная мощность терминала по проекту будет составлять превышает 500,000 тонн. Этот объем будет состоять из мощностей четырёх резервуарных парков сырой нефти, резервуарных парков под мазуты, дизтопливо, бензин, авиакеросин, нафту, а также под сжиженный газ. Все резервуары будут новыми.

Железнодорожные эстакады. Эстакады терминала по проекту будут обеспечивать одновременный слив 212  железнодорожных цистерн, таким образом доводя общий объем суточного слива до более 850 ж/д цистерн. Все эстакады будут привязаны к одному или более резервуарным паркам, что придаст большую оперативную гибкость при сливе. Все эстакады по умолчанию будут оснащены оборудованием нижнего слива, а  также иметь возможность выгрузки путем верхнего слива. Проектируемая суперсовременная эстакада будет обладать многоуровневой системой разогрева продукта для тяжелых нефтей и высоковязких нефтепродуктов. Все эстакады терминала будут оснащены системами электронного учета слива.

Наливные мощности. Нефтеналивной терминал будет управлять тремя причалами и одним пунктом беспричального налива. Беспричальный буй, будет обладать высокой наливной мощностью, позволит осуществлять погрузочные операции на суда до 130,000 тонн и использоваться для налива как сырых нефтей, так и светлых нефтепродуктов. Первый причал будет мощностью до 70,000 тонн используется для налива меньших партий сырой нефти, мазутов и прочих нефтепродуктов. Второй и третий причалы предлагают услуги клиентам, заинтересованным в отгрузке небольших партий, не превышающих 15-20,000 тонн.

 

Основные варианты стратегии развития порта Северодвинск

Планируемая мощность нового  портового нефтеналивного терминала, будет достаточной для перевалки прогнозируемого объема грузопотоков до 2025 года, если не брать во внимание недостаточную пропускную способность искусственного морского канала с его нынешней глубиной.

Анализ будущего объема перевозок показывает, что кроме нефтеналивных грузов, контейнерных перевозок, навалочных грузов существует не так много перспектив для создания крупных специализированных терминалов на новых участках порта.

В связи с вышеуказанным, основное внимание в стратегии развития порта должно уделяться следующему:

  • • углублению и повышению пропускной способности искусственного морского канала, что необходимо для всех вариантов развития порта,
  • • углублению внутренней акватории порта,
  • • выбору места развития намывной территории  порта для обслуживания контейнерных ж.-д. перевозок согласно прогнозу.

 

Рассматриваются следующие варианты развития Северодвинского порта:

  1. Развитие канала и строительство специализированного контейнерного терминала на базе реконструированного портового комплекса «Северодвинский морской торговый порт».
  2. Строительство контейнерного терминала на намывной территории  Северодвинский морской торговый порт».
  3. Строительство навалочного терминала на намывной территории  Северодвинский морской торговый порт».

 

 


Финансовая оценка компонента «портовые мощности»

По финансовому проекту финансовая внутренняя норма прибыли (ФВНП) для этого компонента проекта составляет 35%. Оценка весьма устойчива и основана на очень сдержанных предположениях о реализации затрат и доходов.

Для проверки характера изменений ФВНП был выполнен ряд анализов чувствительности.

Увеличение затрат на 15% приводит к снижению ФВНП всего лишь до 28%, тогда как снижение суммарных доходов на 15% уменьшает ФВНП до 20%.

Получается, что финансовая прибыль не имеет большой зависимости от предполагаемого уровня возможных доходов. Даже при увеличении затрат на 15% и 15%-ном снижении уровня доходов ФВНП остается выше возможной стоимости капитала (13,1%).

Распределение трех этапов инвестирования капитала по срокам соответствует базовому сценарию роста объемов перевозок. Первый этап предусмотрен на 2012 г., а сроки последующих этапов могут корректироваться в соответствии с фактическим ростом перевозок. Проверка в отношении возможных задержек в сроках реализации не проводилась, поскольку в дальнейшем существует достаточно возможностей для изменения графика инвестиций в зависимости от обстоятельств.

 

Дноуглубление канала до 12 м для одностороннего движения
По финансовому проекту финансовая внутренняя норма прибыли (ФВНП)  для этого компонента проекта составляет 15%. Оценка весьма устойчива и основана на очень сдержанных предпосылках в отношении реализации затрат и выгод.

Данный проект мог бы дать благоприятные результаты в ближайшем будущем, и экономическая оценка показывает его экономическую целесообразность при реализации в 2010 г.

Таким образом, финансовая прибыль для проекта не имеет большой зависимости от предположений, сделанных в отношении потенциальных выгод. Даже при самом неблагоприятном развитии событий, то есть 10%-ном увеличении затрат и 10%-ном снижении экономических выгод, ЧПС остается в значительной степени положительной.

 

Выводы


Стратегическое положение Северодвинска прогнозируемый потенциал роста объемов грузопотока обусловливают необходимость  реконструкции и развития его портовых мощностей. Результаты анализа возможностей для развития мощностей Северодвинского морского торгового порта  показывают их способность обслуживать прогнозируемый грузопоток.

Мероприятия по развитию касаются не только мощностей для перевалки грузов, но и инфраструктуры морского канала, и включают в себя:

  • строительство нефтеналивного терминала морского торгового порта;
  • реконструкцию 6 причалов;
  • дноуглубление внутренней акватории порта и  канала до 14 метров;
  • увеличение радиуса поворота канала.

Дноуглубление внутренней акватории порта и канала необходимо для прохождения крупных судов, перевозящих наливные грузы. Мероприятия по реконструкции и модернизации мощностей причалов и реконструкции канала являются эффективными по затратам как с финансовой, так и с экономической точек зрения.

Инвестиции в мощности по перевалке грузов будут осуществляться частными компаниями-операторами (МТП или совместным предприятием, и т.д.);  финансирование мероприятий по улучшению инфраструктуры канала и внутренней акватории порта (углубление) должно осуществляться государством или консорциумом компаний государственного и частного секторов.