Доклад министра 28 марта 2008 года. Print
ДОКЛАД Министра транспорта Игоря  Левитина от 28 марта 2008г.

Новые внешнеэкономические и политические реалии требуют своевременной и оперативной настройки приоритетов развития транспортной отрасли, уточнения задач государства.
В последние годы российская транспортная система динамично развивается: стремительно идут структурные преобразования, радикально изменяется состояние отрасли. В развитии экономики России наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от этапа модернизации отрасли к ее развитию, реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации.


Реализация Транспортной стратегии до 2020 года совпала с серьезными социально-экономическими преобразованиями в стране, такими как проведение административной реформы, изменение структуры и функций органов исполнительной власти, упразднение МПС России и создание ОАО "РЖД", изменение системы финансирования дорожного хозяйства, создание институтов развития, разработка и внедрение механизмов государственно-частного партнерства.

Сегодня с учетом этих изменений сформирован проект транспортной стратегии до 2030 года. Для обеспечения полноценного планирования других отраслей экономики необходимо принять ее в этом году. Координацию мероприятий по обсуждению предложений регионов Северо-Западного округа в Стратегию целесообразно провести в специально-созданной рабочей группе.

Ключевым принципом механизма реализации Стратегии является принцип баланса интересов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций различных форм собственности.

Приоритетами новой редакции Стратегии станет скоординированное развитие всех видов транспорта и увязка федеральных планов развития с региональными. Такой формат Стратегии позволит разработать на ее основе схемы территориального планирования федерального транспорта, согласованные со схемами территориального планирования регионов и других отраслей, предусмотреть увязку различных видов транспорта.

Развитие транспортной инфраструктуры будет осуществляться на основе крупных транспортных узлов - кластеров регионального развития, которые в силу географического положения и сложившихся транспортных связей могут претендовать на роль транспортных логистических (мультимодальных) центров, например, Москва, Санкт-Петербург, Калининград. Эти транспортные узлы расположены вдоль коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток».

Важно подчеркнуть преемственность целевых установок действующей Транспортной стратеги 2020 года и нового документа, сохранения базовых ориентиров инвестиционной политики государства.
Такой подход, детальное и открытое обсуждение приоритетов и механизмов государственного регулирования транспортной отрасли позволяет сформировать сбалансированную и мотивированную политику в этой сфере, максимально сконцентрировать ресурсы на реализации поставленных целей.

Сегодня транспортная система страны не может работать без новых технологий, как в создании транспортной инфраструктуры, так и в вопросах внедрения инновационных технологий в области эксплуатации и ремонта объектов транспорта, освоении новых рынков транспортных услуг, используются спутниковые технологии сопровождения автотранспортных средств на международных маршрутах (при движении в Финляндию, в Германию, в Казахстан).
Планируется развитие новых видов транспорта, например высокоскоростного железнодорожного сообщения, полигоны ВСМ Вы видите на слайде.

На транспорте активно задействованы современные технологии финансирования и управления проектами. Было организовано взаимодействие с деловыми кругами и общественностью и их максимальное вовлечение в поиск эффективных решений, направленных на обеспечение высокого качества и доступности услуг транспортного комплекса населению и хозяйствующим субъектам и максимальное использование транзитного потенциала России.
Северо-Западный округ является в определенном смысле «пионером» ГЧП на транспорте. Предметом первого объявленного в новой истории России концессионного конкурса стало строительство Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге.
Транспортная система Северо-Западного округа традиционно играет важнейшую роль в развитии экспортно-импортных связей России и транзитных перевозок.
В системе международных транспортных коридоров "Север - Юг" предусматривается развитие Большого Европейского водного кольца.
Приоритетами являются модернизация и строительство новых портовых комплексов на Балтике, Белом и Баренцевом морях и развитие железнодорожных, автомобильных и трубопроводных подходов к ним, формирование и устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области с другими регионами России.
Стратегия предполагает развитие автодорог в составе Санкт-Петербургского дорожного узла, завершение строительства и реконструкции автомобильных дорог по направлениям: Санкт-Петербург - Вологда - Киров и далее на Урал, Вологда - Медвежьегорск, Санкт-Петербург - Петрозаводск - Котлас - Сыктывкар - Воркута - Салехард с подъездом на Нарьян-Мар, Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск с подъездом на Мезень. Будут построены обходы городов Санкт-Петербург, Псков, Вологда, Великий Новгород.
В сфере развития авиационных перевозок в рассматриваемом регионе хотелось бы отметить следующее.
Проектом Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" предполагается, в частности, финансирование мероприятий по реконструкции взлетно-посадочных полос, а также аэропортов, например, Воркуты, Калининграда, Мурманска, Петрозаводска.

Принятые изменения в Федеральный закон «Об особых экономических зонах», целью которых является создание портовых особых экономических зон, позволяет учесть особенности функционирования портов, охватывает весь спектр услуг оказываемых в морских портах. Объявлен конкурс на создание особых экономических зон портового типа, теперь стоит задача отобрать наилучшие предложения. Здесь мы видим перспективы для участия портов северо-запада. Подачу заявок сдерживает отсутствие четкой системы кадастрового учета, низкие темпы подготовки схем территориального планирования.
Вместе с тем существуют проблемные вопросы, требующие системных решений, в частности, территориальные и структурные диспропорции в развитии транспортной системы, недостаточный уровень доступности и качества транспортных услуг для потребителей, низкий уровень использования транзитного потенциала, недостаточный уровень безопасности и экологичности транспорта.
Интеграция российских коридоров в мировую транспортную систему, обеспечение их эффективной работы возможно только при тесном взаимодействии с зарубежными партнерами.
Эта тема получила широкое развитие по итогам переговоров транспортных министерств межправительственных комиссий. Вопросы развития транзитного потенциала России поднимались в ходе встреч на высшем уровне.
Значительный прорыв достигнут во взаимоотношениях Россия - Европейский Союз по согласованному развитию инфраструктуры и логистике в рамках Транспортного диалога, который стал главным шагом по реализации раздела «Транспорт» дорожной карты по Общему экономическому пространству России-ЕС, ведется взаимодействие в рамках ЕврАзЭС и международных транспортных организаций. Планируется проведение в этом году Транспортной недели в Сочи, международной логистической конференции в г.Казани, конференции «Северного измерения» в Санкт-Петербурге.
Реализация Транспортной стратегии Российской Федерации, включая Северо-Западный федеральный округ, во многом зависит от последовательного осуществления мер государственного регулирования, направленных на решение накопившихся проблем, сдерживающих развитие транспортной системы